Новый вид осьминога дамбо описан минимально инвазивными методами

Исследователи из Германии изучили и описали новый вид осьминога, используя малоинвазивные методы, которые ранее не применялись для крупных многоклеточных животных. Его назвали Grimpoteuthis imperator sp. nov., или императорский дамбо.

Alexander Ziegler | Пресс-релиз

Осьминоги дамбо относится к роду глубоководных осьминогов Grimpoteuthis, включающему 45 видов. За характерную форму плавников, которые напоминают большие уши, ему дали имя героя диснеевского мультфильма — слоненка Дамбо. Обитают эти осьминоги на глубине более 4000 метров. Одного из них удалось поймать доктору Александру Циглеру из Института эволюционной биологии и экологии Боннского университета (Германия). Этот экземпляр был выловлен в северной части Тихого океана в 2016 году с борта корабля SONNE. Доктор Циглер взял небольшой образец ткани для ДНК-анализа и сделал фото. Этот первый образец, к сожалению, не выжил — животное не было приспособлено к жизни на меньших глубинах. Осьминога сохранили в формалине, а через несколько месяцев перенесли в 70%-ный этанол. Ученые смогли описать новый вид, не делая вскрытие.

Инвазивные методы исследования при идентификации и описании видов нежелательны, поскольку приводят к разрушению ценных находок. Это особенно досадно, когда образец всего один. Для идентификации мелкой фауны малоинвазивные подходы уже использовались, а вот более крупных многоклеточных животных так до сих пор никто не описывал.

Для определения вида осьминога дамбо были использованы в том числе обычные методы: цифровая фотография, стандартизованные внешние измерения, баркодирование ДНК. Чтобы получить 3D изображение образца и изучить его внутреннее строение, использовали магнитно-резонансную томографию (МРТ). Но клюв (челюсти, рострум) и радула головоногих моллюсков состоят из хитина, МРТ их плохо отображает, поэтому применили еще и микрокомпьютерную томографию.

Результаты подтвердили, что этот осьминог относится к подотряду глубоководных осьминогов (Cirrina), роду Гримпотевтис (Grimpoteuthis). На основании количества присосок, наличия радулы и других признаков, образец был определен как голотип нового вида осьминогов дамбо — Grimpoteuthis imperator sp. nov., или императорский дамбо. Также провели ДНК баркодирование — секвенировали последовательность 16S РНК методом Сэнгера и сравнили с 55 сиквенсами 16S РНК представителей надотряда Octopodiformes, полученными из базы данных GenBank. Этот метод также подтвердил принадлежность особи к роду Grimpoteuthis.

На основе полученных данных была создана цифровая копия организма, которую любой желающий может загрузить из онлайн-базы данных MorphoBank и изучить. Сам осьминог хранится в Берлинском музее естествознания.

«Наш неразрушающий подход может быть особенно полезен для редких и ценных животных», — заключил доктор Циглер.

Ziegler A., et al. // Holistic description of new deep sea megafauna (Cephalopoda: Cirrata) using a minimally invasive approach. // BMC Biology, Vol. 19(81), published April 23, 2021, DOI: 10.1186/s12915-021-01000-9