Образ жизни женщин-меннониток благоприятно влияет на состав их молока

Меннониты, придерживающиеся традиционного образа жизни, значительно реже страдают от аллергических заболеваний. Ученые из США исследовали состав молока женщин-меннониток и горожанок. Они показали, что у первых были выше уровни антител IgA1 и IgA2 к арахису, овальбумину, пылевым клещам и Streptococcus equii. Также в молоке женщин-меннониток чаще встречались бактерии семейств Prevotellaceae, Veillonellaceae и Micrococcaceae. Все это — благоприятные факторы для развития микробиома кишечника и иммунной системы младенцев.

sleepyhollow | 123rf.com

Начиная с 20-х и 30-х годов XX века в западных странах заметно увеличилось количество людей, подверженных аллергическим заболеваниям. По оценке Европейской академии аллергологии и клинической иммунологии к 2025 году половина жителей стран Европейского союза будет иметь аллергии. Также по результатам опроса 2020 года примерно 100 миллионов американцев всех возрастов (30%) подвержены аллергиям.

До сих пор не до конца ясно, что способствует такому резкому росту заболеваемости. Существует множество предположений, связанных с изменениями окружающей среды и уходом от традиционного образа жизни. Они включают в себя использование большого количества моющих средств и антибиотиков, роды посредством кесарева сечения, а также снижение времени, которое дети проводят на улице.

Ученые из США предположили, что увеличение подверженности аллергиям связано с изменением образа жизни матерей, что, в свою очередь, влияет на состав их молока и на развитие иммунной системы младенцев. Они исследовали молоко городских жительниц, а также женщин, придерживающихся традиционного образа жизни.

Меннониты старого порядка — это христиане-анабаптисты. Они часто живут на фермах, имеют большие семьи, рожают в домашних условиях, потребляют непастеризованное коровье молоко и находятся в тесном контакте с животными. При этом они редко вакцинируют детей, курят и используют антибиотики или пестициды.

Авторы исследовали молоко 52 женщин-меннониток и 29 жительниц города Рочестер на иммуноглобулины IgA1 и IgA2, антитела, цитокины, эндотоксины, олигосахариды и метаболиты жирных кислот. Также авторы секвенировали РНК, чтобы определить, какие бактерии присутствуют в молоке. В ходе исследования детский аллерголог отслеживал появление аллергический заболеваний у детей. Также женщины отвечали на вопросы об их медицинской истории и образе жизни.

Ученые выявили, что в молоке женщин-меннониток выше уровни антител IgA1 и IgA2 против арахиса, овальбумина, пылевых клещей и бактерии Streptococcus equii, патогена лошадей, а также TGF-β2 и IFN-λ3. Также в их молоке обнаружили большое количество бактерий семейств Prevotellaceae, Veillonellaceae и Micrococcaceae, а также высокую концентрацию некоторых олигосахаридов и жирных кислот. Таким образом, у женщин, ведущих традиционный образ жизни, в молоке больше факторов, благоприятно влияющих на микробиом кишечника и иммунную систему младенцев.

Аллергические заболевания чаще встречаются у жителей Рочестера, чем у меннонитов. Тем не менее, для подтверждения связи между возникновением таких заболеваний с пренатальными и постнатальными материнскими факторами требуются дальнейшие исследования. Авторы надеются, что их работа поможет понять, почему в западных странах выросло число людей с аллергиями, и предотвратить или хотя бы смягчить распространение этих состояний.

Antti E. Seppo, et al., Traditional Farming Lifestyle in Old Older Mennonites Modulates Human Milk Composition // Frontiers in Immunology, 12, published online 11 October, 2021, DOI: 10.3389/fimmu.2021.741513