Общий предок вшей большинства млекопитающих жил на общем предке афротериев

Кофилогенетический анализ вшей млекопитающих и их хозяев указывает на совместную эволюцию предков вшей с надотрядом Afrotheria. Дальнейшее видообразование у вшей шло либо со сменой хозяев, либо путем дивергенции вместе с хозяевами.

Хоботковая собачка Петерса, млекопитающее из отряда прыгунчиков.

Credilt: Photo by Joey Makalinta |  CC BY 2.0 | Пресс-релиз

Вши млекопитающих — широко распространенные эктопаразиты, однако их распределение по филогенетическому древу млекопитающих выглядит несколько хаотично. В недавнем филогенетическом исследовании была выделена группа, включающая около 1 000 видов вшей, которые паразитируют только на млекопитающих. В эту группу попали представители суперсемейств Anoplura, Trichodectera и Rhynchophthirina. Интересно, что виды каждой из трех групп обнаруживаются как минимум на одном афротерии.

Чтобы разобраться в эволюции вшей млекопитающих, авторы нового исследования, опубликованного в Nature Ecology & Evolution, провели расширенный филогенетический анализ. Они построили филогенетическое древо для 33 видов вшей из 27 родов, при этом геномы 14 видов вшей они секвенировали впервые, в том числе геномы двух видов вшей с прыгунчиков и один вид с дамана. Эти три генома вместе с другими данными по афротериям представляли наибольший интерес. В качестве внешней группы взяли 29 видов из 29 родов вшей суперсемейства Ischnocera, паразитирующего в основном на птицах, и 21 вид из 20 родов клады Amblycera, в которой встречаются паразиты млекопитающих и птиц.

Филогенетическое древо вшей сравнили с древом их хозяев. Оказалось, что три основные ветви вшей млекопитающих имеют общего предка, и этот предок связан с общим предком современных афротериев. Вши распространились на остальных млекопитающих именно с афротериев либо меняя хозяина (47–53% случаев), либо дивергируя вместе с хозяевами (50–57% случаев). Интересен пример мадагаскарских лемуров: один род вшей они получили от вшей афротериев, а другой — напрямую от птиц. Возможно, изначально лемуры были свободны от эктопаразитов, а затем ниша заполнилась с двух сторон.

Перед исследователями также встал вопрос, как получил своих вшей сам общий предок афротериев. Анализ методом максимального правдоподобия указывает на то, что вши перешли на него от хозяина-птицы.

Ранее мы писали о генетических особенностях афротериев, обеспечивших слону устойчивость к онкозаболеваниям.

Johnson K.P , Matthee C., Doña J. Phylogenomics reveals the origin of mammal lice out of Afrotheria // Nature Ecology & Evolution, published online 04 July 2022; DOI: 10.1038/s41559-022-01803-1