Опасность коронавируса норок с датских ферм пока не подтвердилась
Службы здравоохранения Дании опубликовали генетические и экспериментальные данные о мутациях в геномах SARS-CoV-2, полученных от норок на зверофермах и людей, через несколько дней после того, как объявили, что мутации могут поставить под угрозу эффективность потенциальных вакцин против COVID-19. Ученые считают, что данных, подтверждающих опасность этих линий коронавируса, пока недостаточно.
Fares Al Husseni | 123rf.com
Потенциально опасные мутации были обнаружены в геномах образцов SARS-CoV-2, полученных от норок, а также людей, связанных со зверофермами. Четвертого ноября датский премьер-министр Метте Фредериксен объявил о планах прекратить разведение норок в ближайшем будущем и уничтожить около 17 миллионов животных, что вызвало ожесточенные дебаты. Десятого ноября правительство представило закон, разрешающий уничтожение животных, и призвало фермеров начать этот процесс.
Специалисты, изучившие опубликованные данные, говорят, что сами по себе мутации не вызывают особого беспокойства. Недостаточно доказательств, что они позволяют вирусу легче распространяться среди людей, делают его более смертоносным, снижают эффективность терапии или вакцин. «Известные нам мутации, связанные с норкой, не ассоциированы ни с быстрым распространением, ни с какими-либо изменениями заболеваемости и смертности», — говорит Астрид Иверсен, вирусолог из Оксфордского университета (Великобритания).
Тем не менее ученые согласны, что уничтожение животных необходимо, учитывая быстрое и неконтролируемое распространение вируса: с июня SARS-CoV-2 был обнаружен более чем на 200 фермах. По словам Иверсен, в регионах, где есть норковые фермы, число заболевших COVID-19 сильно растет. Кроме того, массовое инфицирование норок способствует эволюции вируса и появлению опасных мутаций, говорит Янник Фонагер, вирусолог из Государственного института сывороток (Statens Serum Insitut), учреждения датского министерства здравоохранения и профилактики (исследование проходило под руководством сотрудников этого института). Норок в Дании примерно втрое больше, чем людей.
Фонагер сообщил журналу Nature, что датские исследователи секвенировали образцы вирусов с 40 норковых ферм и идентифицировали около 170 вариантов коронавируса. Исследовали также образцы от людей (примерно одну пятую от общего числа подтвержденных случаев COVID-19 в стране) и нашли около 300 вариантов, которые теоретически могли происходить от вирусов, обнаруженных у норок.
В геномах вируса прежде всего искали мутации в гене, кодирующем S-белок. Этот белок необходим коронавирусу для проникновения в клетку; его же или его фрагменты используют разработчики вакцин в качестве антигена. В центре внимания оказался вариант вируса, обозначенный ΔFVI-spike, обнаруженный в «кластере 5» — на 5 фермах у 12 человек в Северной Ютландии (север Дании). Геном ΔFVI-spike содержит четыре мутации, которые вызывают три аминокислотных замены и делецию двух аминокислот в S-белке.
Ученые исследовали кинетику роста мутантных вирусов в культуре клеток, а также способность плазмы крови выздоровевших людей нейтрализовать вирусы. ΔFVI-spike рос медленнее, чем вирус дикого типа, в первые 24 часа, но затем скорость его роста резко увеличилась. Исследователи отметили возможную связь этого явления с высокой вирусной нагрузкой в мазках у людей, от которых был получен этот вариант, но отметили, что нужны дополнительные исследования по кинетике роста.
Самыми пугающими были опыты с нейтрализацией. Сыворотку брали у девяти жителей юга страны, не посещавших места вспышки и заразившихся до ее начала. Сыворотка двух человек с низким титром и двух со средним намного хуже нейтрализовала ΔFVI, чем вирус дикого типа; сыворотка обоих людей с высоким титром оказалась одинаково эффективной против обоих вариантов вируса. На основании этих данных было принято решение ликвидировать норок.
Исследователи, изучившие доступные данные, считают утверждения об опасности «вируса норок» спекулятивными. Вирус «кластера 5» кажется тупиковым, он не получил широкого распространения, говорит Иверсен. Многие из инфицированных людей работали на фермах и, вероятно, получили высокую дозу вируса. Однако этот вариант не наблюдался с сентября, несмотря на обширное секвенирование и обмен данными. Иверсен добавляет, что данных слишком мало, чтобы делать какие-либо выводы о ее значении для лечения и вакцин.
Стоит отдельно обсудить мутацию Y453F — это одна из мутаций ΔFVI-spike, кодирующих аминокислотную замену в S-белке, но она встречается и в других комбинациях или сама по себе. Y453F была обнаружена примерно в 300 вирусных геномах, полученных от людей в Дании, а также в геномах от норок и людей в Нидерландах. Возможно, замена аминокислоты связана с адаптацией к рецептору ACE2 норок, но при этом она усиливает аффинность и к человеческому рецептору. Варианты вируса с мутацией Y453F не были обнаружены коммерческими моноклональными антителами. Однако это не означает, что эта мутация будет препятствовать терапевтическому эффекту препарата, содержащего антитела, говорит Иверсен.
Дания — крупнейший в мире производитель норкового меха, и несмотря на все меры контроля, на многих пораженных фермах почти все животные имеют антитела против вируса. Вспышки инфекции SARS-CoV-2 также имели место на норковых фермах в Нидерландах, Швеции, Испании, Италии и США. Нидерланды планируют уничтожить всю популяцию норок к 2021 году, ускоряя выполнение планов по прекращению разведения норок к 2024 году.
Команда Анет Боклунд, эпидемиолога и ветеринара из Копенгагенского университета, обнаружила низкие уровни вирусной РНК у комнатных мух, в пробах волос и воздуха вблизи клеток с норками. Они также проверили диких животных в регионе, в том числе лисиц, барсуков, кошек и каменных куниц. Единственный положительный образец был взят с ноги чайки. По словам Боклунд, наиболее вероятным источником заражения остаются люди.
Источники
Preliminary rapport on SARS-CoV-2 spike mutations arising in Danish mink, their spread to humans and neutralization data. SARS-CoV-2 spike mutations arising in Danish mink and their spread to humans (pdf). // Statens Serum Institut, 5 Artillerivej, DK-2300 Copenhagen S, DENMARK
Smriti Mallapaty. // COVID mink analysis shows mutations are not dangerous — yet // Nature, 2020, DOI: 10.1038/d41586-020-03218-z