Особый вид Т-клеток участвует в восстановлении мозга после инсульта

Исследователи из Питтсбургского университета (США) в эксперименте на мышах обнаружили субпопуляцию Т-лимфоцитов, которая быстрее всех реагирует на повреждения клеток мозга при ишемическом инсульте. Миграция этих клеток в очаг поражения значительно улучшает состояние нервной ткани и ускоряет ее регенерацию.

Среди Т-клеток, участвующих в иммунном ответе при инсульте, важную роль играют регуляторные клетки, относящиеся к популяции CD4+ Т-лимфоцитов. Они защищают ткань мозга от последствий ишемического повреждения и помогают ее восстанавливать. Однако новое исследование обнаружило регуляторные клетки с подобными свойствами и в популяции CD8+ Т-лимфоцитов, которые принято считать цитотоксическими.

Регуляторные CD8+ Т-лимфоциты обозначаются CD8+ CD122+ CD49d low. Клетки, несущие на своей поверхности молекулы CD8 и CD122, изначально описывались как цитотоксические клетки памяти, но позднее стало понятно, что среди них есть и регуляторные, при необходимости подавляющие иммунный ответ. Регуляторные CD8+ CD122+ Т-лимфоциты характеризуются низкой экспрессией молекулы CD49d. Эти клетки подавляют воспаление и поддерживают иммунный гомеостаз. Они выделяют противовоспалительные молекулы, например, интерлейкин 10 (IL-10) или непосредственно контактируют с другими клетками, оказывая быстрый и не требующий участия антигена иммунорегуляторный эффект.

Теперь исследователи из Питтсбургского университета продемонстрировали, что субпопуляция Т-лимфоцитов с фенотипом CD8+ CD122+ CD49d low, которую назвали «регулятороподобные CD8+ клетки» (CD8+ regulatory-like cells или CD8+ TRL), способствует восстановлению нервной ткани.

Смоделировав на мышах ишемический инсульт с дальнейшим иммуногистохимическим изучением срезов их мозга, ученые наблюдали стремительное повышение концентрации CD8+ TRL клеток и их миграцию в очаг поражения. Они мигрировали гораздо быстрее других регуляторных клеток иммунитета, реагируя на выделение пораженной областью мозга хемокинов CXCR3 и CXCL10.

Когда количество CD8+ TRL клеток искусственно снижали, вводя антитела к ним, очаг поражения головного мозга становился обширнее, а повышение концентрации клеток, наоборот, способствовало восстановлению ткани.

Проведя транскриптомный анализ клеток CD8+ TRL, исследователи выявили высокие уровни продукции IL-10 и ETGF, которые вместе способствовали значительному восстановлению нервной ткани. Количественный ПЦР-анализ показал, что в перепрограммировании CD8+ TRL клеток участвуют лейкемия-ингибирующий фактор, способствовавший выработке IL-10 и ETGF.

Более подробное изучение роли CD8+ TRL клеток в устранении повреждений после ишемического инсульта у людей поможет искать новые методы терапии, полагают авторы.

Cai W. et al. Neuroprotection against ischemic stroke requires a specific class of early responder T cells in mice // The Journal of Clinical Investigation. 2022, 132(15):e157678. Published August 1 2022. DOI: 10.1172/JCI157678