Оспа обезьян опасна для ВИЧ-положительных людей с малым количеством Т-хелперов

Международная группа ученых описала тяжелые случаи инфекции вирусом MPOX у ВИЧ-положительных пациентов. Опасные осложнения коррелировали со снижением количества CD4-клеток. По мнению авторов, это заболевание должно быть внесено в список СПИД-индикаторных клинических состояний.

Оспа обезьян (monkeypox, MPOХ) — инфекционное заболевание животных и человека, вызванное одноименным представителем рода Orthopoxvirus, «родственником» натуральной оспы. Симптомы MPOX — везикулярно-пустулезная сыпь, лихорадка и лимфаденопатия. Лечение, как правило, носит симптоматический характер и предполагает использование противовирусных препаратов, а профилактика включает вакцинацию против оспы. С момента открытия вируса в прошлом столетии заболеваемость MPOX ограничивалась спорадическими случаями и редкими эпидемиями, главным образом на африканском континенте. В 2022 году в 110 странах было зарегистрировано около 85 000 случаев инфекции, а ВОЗ объявила эту вспышку чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения международного значения. Врачи и ученые предполагают, что многократное увеличение случаев заболевания с 2000 года связано с прекращением вакцинации против оспы в 1980 году.

Несмотря на относительно легкое течение «родственного» заболевания, натуральной оспы, такого рода инфекции могут стать летальными для носителей ВИЧ-инфекции. По разным оценкам количество ВИЧ-инфицированных среди людей с диагнозом MPOX в 2022 году составило 38–50%.

На основании клинических данных по ранее зарегистрированным вспышкам MPOX специалисты международной группы SHARE-net под руководством ученых из Университета королевы Марии (Великобритания) и госпиталя Germans Trias (Испания) предположили, что во время нынешней вспышки проявления и исходы MPOX у ВИЧ-положительных лиц могут различаться в зависимости от количества CD4-клеток и вирусной нагрузки. Они собрали данные из историй болезни в районах с большим количеством диагностированных случаев MPOX в период с мая 2022 года по январь 2023 года и провели глобальное клиническое исследование.

Всего было описано 382 случая MPOX у ВИЧ-инфицированных лиц с медианным возрастом 35 лет в 19 странах. Участников разделили на 4 группы по количеству CD4-клеток: <100, 101-200, 201-300 и 301-350 клеток на мм³. Также информация о пациентах включала данные о вирусной нагрузке ВИЧ, клинических проявлениях MPOX и исходе лечения. Примерно у половины пациентов вирусная нагрузка была недетектируемой.

Везикуло-пустулезная сыпь, характерная для MPOX, была отмечена у 78% пациентов. В среднем кожные симптомы исчезали к 18–33 дню от начала заболевания, однако у пациентов с низким количеством CD4-клеток (<200) они оставались до 40 и более дней. У 22% пациентов впоследствии развились некротические поражения кожи и слизистых.

Респираторные осложнения наблюдались лишь у 9% пациентов (35 человек): у некоторых из них на рентгенографии и КТ были обнаружены многочисленные двусторонние диффузные легочные узелки; у восьми человек также наблюдалось критическое снижение количества CD4-клеток — менее 100 на мм³.

У 12 человек (3%) были зарегистрированы неврологические поражения, включая один случай энцефалита. У девяти отметили измененный психический статус, а также спутанность сознания, связанная с развившимся сепсисом, печеночной энцефалопатией или дыхательной недостаточностью. Неврологические симптомы также были описаны преимущественно у лиц с количеством CD4-клеток менее 100 на мм³.

У пациентов с критически низким уровнем CD4-клеток были диагностированы вторичные бактериальные инфекции – у 76 человек от общего числа. У пациентов с сепсисом чаще всего обнаруживали Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli и Shigella flexneri. В гнойном отделяемом из кожных поражений присутствовали Staphylococcus aureus, как чувствительный к метициллину, так и резистентный, а также Klebsiella pneumoniae — наиболее распространенные возбудители внутрибольничных инфекций, которым особенно подвержены люди со сниженным иммунитетом.

Во время лечения MPOX 107 человек из общей выборки были госпитализированы, 27 из них умерли. Среднее количество CD4-клеток у погибших пациентов составляло 35 клеток на мм³. В подгруппе с количеством CD4-клеток менее 200 на мм³ больше летальных исходов было среди тех, у кого выше вирусная нагрузка. Первое место среди причин смертности заняли септический шок и полиорганная недостаточность.

Предыдущие работы показали, что люди с положительным ВИЧ-статусом и высоким уровнем CD4-клеток (>350 клеток на мм³) обладают специфическим для поксвирусов Т-клеточным ответом, как и здоровые, однако на сегодня нет данных об иммунологическом ответе у людей с низким уровнем CD4-клеток. Исследования вируса оспы обезьян на животных моделях продемонстрировали, что истощение пула CD4-клеток нечеловекообразных обезьян снижает развитие защитных В-клеточных реакций и усиливает тяжесть инфекции.

Новое исследование подтвердило, что MPOX крайне опасен для жизни лиц с прогрессирующей ВИЧ-инфекцией. Авторы призывают внести это заболевание в список СПИД-индикаторных клинических состояний.

Вирус оспы обезьян сохраняется в яичках макак-крабоедов, переживших инфекцию