Отсутствие симптомов при COVID-19 не говорит о силе иммунного ответа

Ученые из Сингапура исследовали иммунный ответ людей, перенесших COVID-19 бессимптомно. Они показали, что число SARS-CoV-2-специфических Т-клеток у них не отличалось от симптомных пациентов. Однако уровень цитокинов IFN-γ и IL-2 у бессимптомных индивидов был намного выше, в то время как у пациентов с симптомами преобладали цитокины IL-6, TNF-α, IL-1β и IL-10. В дальнейшем авторы работы планируют проверить свои результаты на более разнообразной выборке.

Sebastian Kaulitzki | 123rf.com

Научная группа из Сингапура исследовала иммунный ответ людей, заразившихся COVID-19, но перенесших его бессимптомно. Долгое время считалось, что у них сильно развит врожденный, но не адаптивный иммунитет из-за менее выраженного гуморального и Т-клеточного ответа. Но это исследование показало, что не все так просто.

Ученые выделили группу из 478 мигрантов, проживающих в общежитии, в котором были зарегистрированы случаи SARS-CoV-2 в начале апреля 2020 года. Провели серологическое тестирование их крови при первом обследовании в июне 2020 года, через две и шесть недель.

Для дальнейших исследований отобрали когорты серопозитивных людей, переболевших бессимптомно (n = 85), и симптомных пациентов (n = 75). Ученые продемонстрировали ex vivo, что реагирующие на вирусные белки CD4 и CD8 T-клетки бессимптомных индивидов выделяли IFN-γ.

SARS-CoV-2-специфические Т-клетки были найдены у всех бессимптомных индивидов, независимо от времени существования антител в крови. В течение первых трех месяцев число и соотношение Т-клеток, реагирующих на вирусные M-, N- и S-белки, были сходны у бессимптомных людей и у симптомных пациентов. Со временем число SARS-CoV-2-специфичных Т-клеток снижалась, у бессимптомных людей быстрее.

Цельную кровь исследуемых когорт стимулировали SARS-CoV-2 белками на ночь, после чего изучали цитокины. В большинстве образцов от людей, перенесших коронавирус бессимптомно, были обнаружены высокие уровни IFN-γ и IL-2. В образцах больных с симптомами уровни IFN-γ и IL-2 были низкими, а уровни провоспалительных цитокинов IL-6, TNF-α и IL-1β и регуляторного цитокина IL-10 были высокими. Паттерн сохранялся и у недавно заразившихся людей, и при сравнении пациентов с легким и с тяжелым протеканием болезни.

Таким образом, полученные результаты показывают, что наличие симптомов не ассоциировано с силой Т-клеточного иммунного ответа.

Слабой стороной исследование было то, что все участники исследования были мужчинами из Индии и Бангладеша, полученные результаты необходимо проверить на женщинах и на других популяциях.

Nina Le Bert, et al. // Highly functional virus-specific cellular immune response in asymptomatic SARS-CoV-2 infection // J Exp Med (2021) 218 (5), DOI: 10.1084/jem.20202617