Ответ пациентов с меланомой на анти-PD1-терапию можно предсказать по биомаркерам крови

Ученые из США проанализировали метаболом и транскриптом плазмы и мононуклеарных клеток периферической крови пациентов с меланомой. Они выделили биомаркеры, ассоциированные с биоэнергетическим профилем иммунных клеток, которые помогут предсказать ответ на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета.

Ингибиторы контрольных точек иммунитета блокируют механизмы иммуносупрессии раковой опухоли. Эта терапия очень эффективна для части пациентов, тогда как другая часть абсолютно к ней не чувствительна. Ученые из США решили выяснить, какие биомаркеры помогут предсказать ответ на ингибиторы контрольных точек иммунитета.

Исследователи проанализировали мононуклеарные клетки периферической крови и плазму пациентов с меланомой III и IV стадии, которым впоследствии назначали анти-PD1 терапию. Они сравнили морфологию митохондрий, биоэнергетический метаболизм и данные РНК-секвенирования единичных клеток.

Митохондрии в иммунных клетках больных, чувствительных к терапии, имели круглую форму и хорошо дифференцированные кристы. Также выработка АТФ у них была на 50% выше, чем у остальных пациентов.

Масс-спектрометрический анализ показал, что разница присутствует и в метаболизме больных — группы отличались липидным, аминокислотным и углеводным состав крови. Так, например, в крови пациентов с положительным ответом на анти-PD1 терапию наблюдали повышенное содержание плазмалогенов и пониженное содержание миелиновых метаболитов. В то же время нечувствительные к терапии больные демонстрировали низкий уровень триптофана, изовалериановой и ксантуреновой кислот. Известно, что метаболиты триптофана участвуют в регуляции врожденного и адаптивного иммунного ответа.

У пациентов, не отвечавших на терапию, в плазме был выше уровень метаболитов пентозофосфатного пути. У ответивших на терапию в плазме было больше метаболитов гликолиза; уровень пирувата у них был ниже, а лактата — выше. Авторы предполагают, что T-клетки ответивших на терапию могли быть предрасположены к переходу к гликолизу и синтезу противоопухолевых эффекторных молекул.

Цитофлуориметрический анализ мононуклеарных клеток периферической крови и РНК-секвенирование единичных клеток также показали различие между чувствительной и не чувствительной к терапии группами пациентов. К примеру, Т-клетки чувствительных к терапии больных экспрессировали значительно больше транспортера глюкозы 14 и лактатдегидрогеназы. Как полагают исследователи, это связано с особенностями энергетического метаболизма этих клеток.

Более того, в крови чувствительных к лечению пациентов присутствовало много СD4+ Т-клеток. Никаких изменений в количестве В-лимфоцитов и NK-клеток не наблюдалось, что согласуется с таргетным воздействием анти-PD1 терапии на Т-клетки.

Авторы считают, что биоэнергетику и метаболомику крови можно использовать в качестве биомаркеров ответа пациентов на ингибиторы контрольных точек иммунитета. Это поможет рационально выбирать терапию при меланоме.

Pierre L. Triozzi, et al. Circulating Immune Bioenergetic, Metabolic, and Genetic Signatures Predict Melanoma Patients' Response to Anti–PD-1 Immune Checkpoint Blockade // Clinical Cancer Research (2022); DOI: 10.1158/1078-0432.CCR-21-3114