Палеогенетики восстановили историю распространения вируса гепатита В в Евразии

Исследованы 34 древних генома вируса гепатита В возрастом 400–5000 лет из Восточной Евразии. Новые данные говорят о том, что генотипы B и D вируса могли возникнуть в Восточной Азии. Вероятным местом повяления генотипа D — рекомбинанта генотипов A и вымершего WENBA — может быть территория современного Синьцзяна.

Международная группа под руководством ученых из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) и Цзилиньского университета (Чанчунь, Китай) получила 34 древних генома вирусов гепатита B (ВГВ) из останков людей, живших 5000–400 лет назад в Восточной Евразии.

История заражения людей вирусом гепатита В насчитывает более 10 000 лет. Инфекции ВГВ приводят к острым и хроническим заболеваниям печени и остаются тяжелым бременем для здравоохранения. Вирусы гепатита В подразделяются на десять генотипов (A–J) на основании разнообразия их геномных последовательностей. Генотипы A и D распространены по всему миру, генотипы B и C вызывают более 95% инфекций в странах Азии. Генотип F преобладает у коренного населения Южной Америки. Генотип G встречается как в Америке, так и в Европе, происходит от ныне вымершей западноевразийской линии вируса, существовавшей в неолите и бронзовом веке (WENBA — Western Eurasian Neolithic to Bronze Age), и выявляется в основном у ВИЧ-инфицированных пациентов. Наконец, генотип I распространен в северо-западном Китае, восточной Индии, Лаосе и Вьетнаме. Генотип J был первоначально идентифицирован у японца, проживавшего на Борнео. Он отличается сходством некоторых участков генома со штаммами ВГВ, инфицирующими гиббонов и орангутанов, что позволяет предположить недавнее событие межвидовой передачи.

ДНК ВГВ, выделенная из останков древних людей, изучается с 2012 года. Опубликовано 155 древних геномов вируса, однако в основном это геномы из Западной Евразии: только два генома получено из Восточной Евразии, 12 из Америки и один из Африки. Поэтому история эволюции ВГВ в Восточной Евразии остается неясной, и новое исследование заполняет этот пробел.

Геномы вируса получены из останков 34 человек (главным образом из зубов, а также из каменистых костей черепа), найденных в 17 локациях в Восточной Евразии — в южной части России (улус Дырестуй в Бурятии), Монголии, Китае. Для 10 геномов удалось получить полной покрытие, и только две последовательности имеют покрытие менее 50%. В двух локациях — на юго-востоке Монголии в Цагаан Дель, и в Синьцзяне на северо-западе Китая — было обнаружено более одного генотипа ВГВ.

Результаты указывают на возможное происхождение генотипов B и D из Восточной Азии. Очевидно, что 3000–5000 лет назад в Восточной Евразии разнообразие вируса было выше, чем в Западной. Там уже присутствовали пять генотипов ВГВ — A, B, C, D и WENBA, тогда как в Западной Евразии только два. При этом происходящий от WENBA генотип G сейчас в Азии редок; например, в Китае он вообще не встречается.

В генотипе В выделяют две подгруппы — по наличию или отсутствию признаков рекомбинации с генотипом С. К рекомбинантным относятся субгенотипы B2, В3, B4, и по некоторым данным, они вызывают более серьезные формы инфекции, чаще приводящие к циррозу печени и гепатоцеллюлярной карциноме. Новые результаты говорят о том, что В2 и В4 могли возникнуть в результате рекомбинации субгенотипов В1 и С2, а В3 — в результате рекомбинации В5 и С2.

Авторы также исследовали геномы древних ВГВ-позитивных людей. Интересно, что носители генотипа В, были генетически более сходными, чем носители генотипа D. Это, как и особенности геномов вируса, указывает на возможное возникновение генотипа В в этом регионе.

Таким образом, генотипы A–D присутствовали в Восточной Азии уже за 3000 лет до настоящего времени. Авторы особо отмечают находку трех генотипов — A, D и WENBA — в захоронениях бронзового века Цюанергоу в Синьцзяне. Синьцзян расположен на «Прото-Шелковом пути» — этот древнейший торговый путь связывал Западную и Восточную Евразию. Высокая мобильность населения способствовала и этническому разнообразию местных популяций, и переносу инфекционных агентов (например, сальмонеллы). Ныне широко распространенный генотип D возник в результате рекомбинации генотипа A и WENBA, и это могло произойти именно в Синьцзяне.

Авторы подчеркивают, что изучение древних геномов необходимо для понимания эволюции ВГВ. Помещение полученной информации в исторический контекст приносит более точные сведения о происхождении генотипов и субгенотипов и о том, как влияла мобильность людей на распространение и рекомбинацию вирусов.

Неолитические скотоводы вместе с животными одомашнили сальмонеллу