В кладе времен Ивана Грозного обнаружены зубы пустынного крокодила

В Выбутах Псковской области был найден клад, предположительно захороненный в начале Смутного времени. В глиняном горшке, помимо серебряных монет, находились несколько зубов и фрагмент кожи, покрытой чешуей. Анализ ДНК подтвердил принадлежность образцов пустынному крокодилу Crocodylus suchus, который ранее считался подвидом нильского крокодила.

Изображение:

Нильский крокодил. Бестиарий из Бодлеанской библиотеки в Оксфорде (XIII век)

Находка была сделана в Выбутах (около 12 км от Пскова) в 2019 году. Более 200 монет, главным образом мелкие серебряные «чешуйки» Московского, Новгородского и Псковского монетных дворов, лежали в небольшом глиняном горшке. По мнению специалистов, клад был зарыт после начала Смуты (на это указывают две редких шведских серебряных монеты 1572 года, которые до Смуты не ходили в регионе), однако ранее 1608 года. Сверху лежал сверток из материи, в котором были пять зубов конической формы с полыми корнями и фрагмент кожи, покрытой чешуей. Морфологический анализ, а также анализ состава и структуры эмали позволил установить, что это зубы крокодила. Данный вывод подтвердил и анализ ДНК.

 Credit: Modern and Ancient Biology. 2024. DOI: 10.3390/mab19057333
 


Исследователи из России и Китая решили определить видовую принадлежность образцов. Древнюю и историческую ДНК крокодилов до сих пор получали из фрагментов мумий, найденных на территории Египта, а также из музейных экспонатов. Авторы более ранних работ отмечали, что ткани крокодилов имеют уникальные преимущества с точки зрения археогенетики: их эритроциты содержат ядра, а толстый ороговевший эпидермис препятствует разрушению ДНК. Благодаря этому еще в 2011 году удалось выделить и секвенировать митохондриальную и ядерную ДНК из образцов возрастом 2000–3000 лет.

Авторы нового исследования получили последовательности пяти участков мтДНК, включая контрольный регион (dloop), гены 12S и 16S рРНК, а также ряд регионов ядерной ДНК для трех зубов и кожи; из двух зубов не удалось выделить ДНК приемлемого качества. Анализ генов митохондриальной ДНК показал, что образцы принадлежат нильскому крокодилу Crocodylus niloticus. Однако еще в 1807 году Жоффруа Сент-Илер (1772–1844) выдвинул предположение, что C. niloticus — это на самом деле два вида.

Генетические исследования 2011 года подтвердили, что нильские крокодилы являются парафилетической группой, то есть такой, из которой исключены одна или несколько монофилетических групп, имеющих общего предка с ним. (Подробнее о терминологии читайте в статье «Как вырастить филогенетическое дерево?»). Они подразделяются на две клады, одна из которых сегодня преимущественно встречается на западе Африки, а другая на востоке, причем западная имеет общего предка с четырьмя видами крокодилов Нового Света, а восточная — сестринская по отношению к тем и другим. Более того, восточная и западная клады отличаются кариотипами: у восточной 32 хромосомы, у западной 34.

В настоящее время западная клада, ранее описанная как подвид нильского крокодила — западноафриканский, или пустынный крокодил, — считается самостоятельным видом Crocodylus suchus. Именно к этому виду были отнесены все египетские мумии крокодилов, геномы которых были исследованы. Можно предположить, что менее крупные (до 3–4 м) и менее агрессивные пустынные крокодилы лучше подходили для содержания в святилищах и поклонения, чем нильские (до 5–6 м). Даже у Геродота, по словам Жоффруа Сент-Илера, упоминаются две разновидности крокодилов, покрупнее и помельче.

Анализ всех полученных последовательностей указывал на то, что образцы из Пскова принадлежат C. suchus. В настоящее время этот вид исчез на большей части своего исторического ареала и обитает в Западной и Центральной Африке, но не в Северной. Псковская находка подтверждает, что в XVI веке C. suchus встречался гораздо ближе к дельте Нила, поскольку вряд ли европейские купцы могли иметь торговые связи с отдаленными областями Африки. При этом анализ SNP показал, что два зуба и кожный лоскут принадлежали одной особи, а третий зуб — другой.

Интересно, что кожа имеет признаки растительного дубления (слабая цветовая реакция на раствор сульфата железа). Участок кожи размером около 10 см2 с крупными чешуями явно нефункционален, но он мог быть фрагментом более крупного изделия, или же владелец просто предпринял попытку сохранить его от гниения.

Авторы статьи приводят фрагмент первой Псковской летописи: «В лето 7090 (1582 н.э.). Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день» (цитата по изданию 1848 г.).

Псковские летописные своды не являются фантастическими сочинениями, подчеркивают авторы. Сообщение о «коркодилах» идет в одном ряду с событиями, хорошо известными историкам. Например, в том году в Новгороде было возведено оборонительное сооружение, так называемый Малый земляной город. Тем более известный факт — смерть царевича Ивана Ивановича в Александровской слободе, как считали многие современники, смертельно раненного отцом во время ссоры.

Краткость рассказа о хищных рептилиях, возможно, связана с тем, что для псковичей они были относительно небольшой проблемой. Лишь за десять лет до того Иван Грозный упразднил опричнину, еще не закончилась изнурительная Ливонская война, начавшаяся в 1558 году, Стефан Баторий на протяжении полугода осаждал Псков, но не смог взять; осада прекратилась только в феврале 1582 года. А два года спустя умрет и сам Иван Грозный.

Достоверно реконструировать цепь событий, которая привела к появлению крокодилов под Псковом в конце XVI века, едва ли возможно. Однако Псков и после присоединения торговой республики к Московскому великому княжеству оставался крупным центром торговли, через него шел товарообмен со странами Западной Европы. Несмотря на неспокойное время, город посещали европейцы, например, автор известных записок Самуэль Кихель из Ульма побывал там в 1586 году. Экзотические рептилии могли быть доставлены для европейского заказчика водным путем, например, из Александрии через Черное море вверх по Днепру. Путешествие в Египет в то время было сложным, но не невозможным предприятием, там побывали купцы-паломники Василий Позняков (1558) и Трифон Коробейников (1582); среди спутников первого из них упоминается пскович Козьма Салтанов. Однако в итоге животные оказались в реке Великой, которая впадает в Псковское озеро, связанное с Чудским озером и через Нарву — с Финским заливом.

   

 Иллюстрация из «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Изображения крокодилов, сделанные европейскими художниками XVI века, намного правдоподобнее средневековых и могли быть выполнены с натуры

— Кто бы ни осуществлял транзит, он должен был отправиться в путь задолго до начала осады Пскова, — делится предположениями первый автор работы Геннадий Зухин из лаборатории исторической генетики Псковского филиала СПбГУ. — Возможно, он не был готов к тому, что происходило на родине. На судно могли напасть, а когда разбойники увидели немного не тот товар, который рассчитывали добыть, они просто их выпустили. Или же судно потерпело аварию, а купцы, если остались в живых, наверное, решили никому не говорить, что это их животные. До зимы крокодилы могли питаться рыбой, а зимой проблема «спряташася» решилась сама собой.

Чтобы получить информацию о рационе рептилий, авторы провели анализ коллагена в зубном камне методом масс-спектрометрии. Удалось обнаружить белковые последовательности коллагена рыб, амфибий, птиц и мелких млекопитающих (грызунов), что подтверждает данные о всеядности этих хищников. В зубном камне присутствовал коллаген рыб рода Cyprinus (Карпы), нетипичного для Африки. Очевидно, животных кормили сазанами или другой подобной рыбой во время путешествия по Днепру. Авторы подчеркивают, что коллагена рода Homo в образцах не найдено и что летописное «поядоша» переводится как «покусали», а не «съели».

В дальнейших планах исследователей повторное выделение ДНК из образца кожи и сборка полного генома хотя бы одной особи.

Источник

Zouchin G.G., Wan E., Volchovsky V.S., et al. Analysis of West African crocodile (Crocodylus suchus) DNA from archaeological specimens discovered in Vybuty, Pskov Oblast // Modern and Ancient Biology. 2024. DOI: 10.3390/mab19057333

Добавить в избранное