Парадокс Пето подтвердили на животных из зоопарка

Международный коллектив ученых проанализировал данные по смертности от рака у разных видов млекопитающих, живших в зоопарках. Авторы подтвердили правдивость парадокса Пето, который заключается в том, что размер организма и количество клеток, входящих в его состав, не коррелируют с вероятностью развития у него рака. Они предполагают, что увеличение массы тела и продолжительности жизни у млекопитающих коэволюционировали с механизмами противораковой защиты.

rudiernst | 123rf.com

В 1977 году британский ученый сэр Ричард Пето сформулировал так называемый парадокс Пето: у млекопитающих нет однозначной взаимосвязи между размером организма и риском развития рака. Хотя в организме мыши в 1000 раз меньше клеток, а живет мышь почти в 30 раз меньше, чем человек, частота развития рака у людей и мышей примерно одинаковы. Авторы нового исследования, опубликованного в Nature, подтвердили этот феномен на животных из зоопарка и нашли возможное объяснение.

Ученые проанализировали информацию о смертности от рака 110 148 особей 191 вида млекопитающих, живших в зоопарках. Данные брали из базы Zoological Information Management System (ZIMS), которую курирует организация Species360. В анализ вошли данные о возрасте и половой принадлежности каждой особи, а также результаты посмертной патологической экспертизы для 11 840 особей. В ZIMS факт заболевания раком указывается только для уже погибших особей. Исследователи сначала рассчитали ожидаемую продолжительность жизни для каждого вида, а также две метрики, которые описывают долю особей, погибших от рака: риск смерти от рака и кумулятивную смертность от рака. С их помощью авторы работы оценили смертность от рака в разных филогенетических группах млекопитающих.

Оказалось, что рак — распространенное явление в самых разных таксонах млекопитающих, причем в некоторых изученных популяциях вследствие рака происходит 20–40% всех смертей среди взрослых особей. Ученые показали, что представители отряда хищные погибают от рака чаще, чем приматы или парнокопытные. Более того, несмотря на крупные размеры, парнокопытные оказались группой млекопитающих с наименьшей смертностью от рака. Почему хищники страдают раком чаще, осталось неясным.

Авторы исследования установили, что увеличение массы тела вдвое приводит к снижению риска смерти от рака на 2,8-2,9%. Кроме того, лишь 0,78% межвидовых различий в смертности от рака обусловлены разницей в массе тела. Продолжительность жизни тоже оказалась слабо связанной с риском смерти от рака, но в другую сторону: бóльшая продолжительность жизни связана с бóльшей вероятностью гибели от рака. Исследователи предположили, что увеличение массы тела и продолжительности жизни у млекопитающих коэволюционировали совместно с механизмами противораковой защиты, в том числе видоспецифичными, такими как наличие нескольких копий гена, кодирующего белок p53, у слонов.

Vincze O., et al. Cancer risk across mammals. // Nature, 2021, DOI: 10.1038/s41586-021-04224-5