Паразит лейшмании использует ее систему межклеточной коммуникации и обостряет лейшманиоз

Ученые из Университета Макгилла обнаружили, что вирус, паразитирующий на паразитическом организме лейшмании, использует мембрану экзосомы как оболочку для распространения и заражения других лейшманий. Этот вирус известен тем, что обостряет лейшманиоз, так что понимание механизма его размножения может помочь в разработке противовирусных препаратов и вакцин.

Kateryna Kon | Shutterstock.com

В процессе эволюции вирусы приобрели изощренные механизмы распространения и выживания. Например, вирус гриппа быстро мутирует, обходя приобретенный иммунитет; а вирус простого герпеса прячется в мозгу, где гематоэнцефалический барьер защищает его от реакции организма. Мартин Оливье, старший научный сотрудник лаборатории инфекционных заболеваний и иммунитета Университета Макгилла, обнаружил не менее хитрый механизм и у РНК-вируса 1 лейшмании (LRV1).

Геном LRV1 представляет собой двухцепочечную РНК. Обычно для распространения вирус помещает свой геном в оболочку, состоящую из белков или мембраны (или и того, и другого). Однако LRV1 вовсе не имеет оболочки — оказалось, что его геном для распространения использует экзосомы хозяина, одноклеточного паразита лейшмании. В норме лейшмании выделяют эти мембранные пузырьки для секреции, но LRV1 использует их для распространения и заражения других лейшманий. «Это первый случай использования вирусом экзосом одноклеточных эукариот в качестве оболочки, — говорит Оливье. — Прячущийся в этих “капсулах” вирус защищен от внешней среды и легче заражает лейшмании».

Болезнь мышей, зараженных лейшманией с LRV1, протекает более тяжело. Как и у мышей, которым ввели в лапу лейшмании без вируса и суспензию экзосом с вирусом. Отвечающий за врожденный иммунитет рецептор TLR3 реагирует на двухцепочечную РНК вируса и усиливает воспалительную реакцию, что приводит к ускоренному образованию язв, в которых лейшманиям легче выживать.  «Изучение содержащих вирус экзосом лейшмании может позволить разработать эффективную вакцину против Leishmania (Viannia) guyanensis, штамма лейшмании, часто содержащего LRV1», — добавляет Оливье.

Vanessa Diniz Atayde, Alonso da Silva Lira Filho, Visnu Chaparro, Aude Zimmermann, Caroline Martel, Maritza Jaramillo, Martin Olivier // Exploitation of the Leishmania exosomal pathway by Leishmania RNA virus 1 // Nature Microbiology, 2019; DOI: 10.1038/s41564-018-0352-y