Переход к сельскому хозяйству в Восточной Африке снижает численность охотников-собирателей

Международная группа ученых исследовала геномы охотников-собирателей Восточной Африки, в частности, народа Чабу. Они показали, как изменяется численность таких народов и как охотники-собиратели взаимодействуют с соседями, освоившими сельское хозяйство.

Zachary H. Garfield, Washington State University | Пресс-релиз

Судьба охотников-собирателей в период распространения земледелия и скотоводства — предмет обсуждения многих ученых. Исследователи из США, Франции и Эфиопии изучили несколько этнических групп в Восточной Африке, у которых переход осуществляется в данный момент или произошел недавно. Исследование было сосредоточено на народе Чабу, входящем в небольшое число групп, которые до сих пор ведут образ жизни охотников-собирателей.

Ученые секвенировали геномы 83 человек из народа Чабу и 192 человек из четырех других народов, проживающих рядом — Маджанг, Шеккачо, Бенч и Шеко. Авторы включили в исследование опубликованные данные секвенирования популяций из Восточной, Центральной и Западной Африки и Ближнего Востока. Также проанализировали генетические данные Байиры — человека, проживавшего 4500 лет назад на территории Эфиопии, задолго до того, как там появилось сельское хозяйство или скотоводство, и несколько других древних геномов.

Авторы обнаружили, что Чабу происходят от популяции собирателей, к которой принадлежал Байира. Сами Чабу утверждают, что являются коренными жителями лесной территории, на которой они проживают.

Сравнивая профили SNP разных людей, а также принимая по внимание языки, браки и некоторые другие факторы, ученые исследовали изменение численности популяции во времени, генетические связи и то, как охотники-собиратели взаимодействуют с народами, освоившими сельское хозяйство. Стратегий взаимодействия много, включая адаптацию к новому образу жизни и изменению экономической специализации и смешение с другими группами.

Тем не менее, Чабу теряют свои владения, и их популяция переживают эффект «бутылочного горлышка». Снижение численности этого народа началось приблизительно 1400 лет назад. Некоторые народы, проживающие на прилегающих территориях, также претерпевают снижение населения, в то время как население других народов, происходящих от тех же охотников-собирателей, что и Чабу, растет.

Бренна Хенн, антрополог в Калифорнийском университете и один из авторов исследования, сказала: «Теперь нам нужно более тщательно разобраться в том, как древняя ДНК может проверить более сложные сценарии, такие как переход к сельскому хозяйству в ответ на сокращение населения».

Ученые показали, что, несмотря на существования разных стратегий, переход к сельскому хозяйству обычно ассоциирован с падением численности популяций охотников-собирателей. Ученые планируют дальнейшие исследования, которые должны более точно показать взаимодействия между народами, освоившими сельское хозяйство, и охотниками-собирателями.

Gopalan S., et al. Hunter-gatherer genomes reveal diverse demographic trajectories during the rise of farming in Eastern Africa // Current Biology, published online March 09, 2022, DOI: 10.1016/j.cub.2022.02.050