Почему важно вакцинироваться, а ГМО безвредно, объясняет Михаил Гельфанд
Российский биоинформатик, доктор биологических наук Михаил Сергеевич Гельфанд, один из героев книги «Настоящая биология», в подкасте Александра Соколовского прокомментировал отказ от вакцинации и употребления ГМО, а также ответил на вопросы об иммунной системе.
Подкаст Александра Соколовского — Youtube-канал с аудиторией в 703 тысячи подписчиков. С 2019 года Александр Соколовский встречается с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности. В каждом эпизоде подкаста ведущий и его гости обсуждают карьеру, жизнь и будущее, которое нас ожидает.
Как устроен иммунитет
Во-первых, иммунитет — это подстройка системы адаптивного иммунитета под новый фактор, который появился, например, под новый вирус. Это происходит внутри каждого человека и не наследуется.
Во-вторых, это наследуемые изменения, то, что у ребенка будет от мамы с папой. Это ДНК, которые непрерывно наследуются через поколения. Гены меняются медленно, когда случается мутация в ряду наследуемых геномов но можно смотреть их изменения на больших временах.
Отличается ли наша современная иммунная система от иммунной системы наших предков, которые жили сто лет назад
Некоторые гены вполне могут отличаться. Во-первых, они отличаются у разных людей. В этом смысле изменились не гены, а скорее частоты вариантов. Это происходит, например, из-за каких-то эпидемий: в популяции увеличивается доля вариантов людей, чья иммунная система к новому патогену приспособлена чуть лучше, потому что все остальные просто умирают.
Эпидемии, как мы видим, до сих пор случаются регулярно…Я подозреваю, что [после пандемии ковида] какие-то варианты в человеческой популяции могли вырасти, а какие-то, наоборот, уменьшиться.
Откуда берутся аутоиммунные заболевания
Аутоиммунное заболевание — это когда в организме появляется клон лимфоцитов, который на какой-то собственный белок начинает реагировать как на внешний. Есть целая система убивания тех клонов, которые реагируют на собственные белки организма. Их специально отбраковывают. Аутоиммунные заболевания — это пробой в системе отбраковки лейкоцитов, которые могли бы атаковать собственные клетки.
Как укрепить иммунную систему ребенка
Известная вещь: наличие домашней кошки или собаки сильно способствует тому, чтобы у ребенка не возникли аллергии к подростковому возрасту. Есть универсальный биологический принцип: если система не загружена, она начинается заниматься ерундой. Система признана опознавать чужих, но она начинает опознавать своих.
Почему антиваксеры не правы
[В прошлом веке] если вы не хотели болеть оспой, нужно было прививаться от оспы. Сейчас от нее прививаться не надо, потому что оспа в мире уничтожена благодаря вакцине. Отлично можно было бы избавиться от полиомиелита, если бы не вера некоторых людей, что прививки от полиомиелита снижают мужскую силу. Регионы, в которых сохраняется полиомиелитное антиваксерство, — Пакистан, Африка — источник заражений, потому что оттуда он распространяется по всему миру. Прививки работают — это показано.
Да, действительно, от вакцин бывают осложнения, но они страшно редкие — вероятность того, что у вас будут серьезные осложнения от вакцинирования, куда меньше, чем вероятность, что вы помрете от того, что заболеете этой болезнью.
Социальные психологи отмечают, что человек чисто эмоционально ошибку неделания воспринимает мягче, чем ошибку делания. Если я привила ребенка, а он заболел, то все, я не мать, а злыдня. Фатальное действие воспринимается гораздо острее, чем фатальное бездействие.
Откуда известно, что вред вакцин не проявится, когда нам будет 60 или 70, или у наших потомков
Первое: для того, чтобы вам стало 60 и 70, надо не умереть, когда вам 15 или три года. Второе: большинство вакцин начали делать не сейчас, а очень давно, и мы знаем, как они повлияют. Третье: изменение иммунитета под влиянием вакцин моментальные и не наследуются — это никак не повлияет на наших внуков.
Может ли генетически модифицированный организм как-то повлиять на нас
Конечно, может. Если вы в помидор подсадите гены бледной поганки, то у вас будет ядовитый помидор. Но то, что пишут [без ГМО] на пачках в магазинах — это маркетинговый ход. В самой по себе генной модификации никаких ужасов нет.
Примером того, что реально может быть из-за ГМО, станут аллергические реакции. Например, у человека была аллергия на бразильский орех, а его ген подсадили в сою — она становится аллергенной для человека, у которого аллергия на бразильский орех.
Нет разницы между генной инженерией и классической селекцией. Классическая селекция — вещь гораздо более страшная, потому что начиная с середины прошлого века семена обрабатывают или облучают химическим мутагеном, в них происходит много неконтролируемых изменений.
Истории про дальнодействие — фуфло. В американском животноводстве ГМО используют, и никакой эпидемии, никаких ужасов у этих коров нет. И теоретически тоже нет никакого механизма, по которому ГМО могло быть страшно вредно.