Получены мыши с «человеческими» теломерами
Работу теломер и теломераз неудобно изучать на мышах, так как у этого вида они значительно отличаются от человеческих. Так, длина теломер у человека при рождении составляет 10–15 т.п.н., у взрослых — 5–15 т.п.н., а у мышей C57BL/6 — около 50 т.п.н. Исследователи из США получили гуманизированный аллель компонента теломеразы mTert — hmTert. При введении этого аллеля мышам и получении гомозигот длина теломер стабилизировалась на 10–12 т.п.н. Длина теломер не влияла на стабильность массы тела, количество детенышей и массу семенников, но при язвенном колите у таких мышей регенерация шла хуже.

Теломеры играют ключевую роль в развитии многих заболеваний, особенно связанных со старением и раком. Они достраиваются теломеразой, рибонуклеопротеиновым комплексом, состоящим из TERT, TERC и вспомогательных белков. Сразу после рождения длина теломер у человека составляет 10–15 т.п.н., у взрослых — 5–15 т.п.н. Теломераза практически не активна в большинстве органов у взрослых, так что теломеры укорачиваются с каждым делением. Расстройства, вызванные мутациями в генах теломеразы, затрагивают многие органы. Изучение работы теломер и теломераз — важная задача биологии. Однако один из самых популярных модельных организмов — мышь — не очень хорошо подходит для ее решения. В новой работе исследователи из США сделали теломеры мышей более похожими на человеческие.
Изначально у мышей укорачивание теломер при делении не задействовано в старении. Теломераза и мРНК Tert у них экспрессируются в большинстве тканей. У лабораторных линий (например, C57BL/6) теломеры намного длиннее человеческих — около 50 т.п.н. Мыши с нокаутом Tert или Terc выживают в течение шести поколений без изменения фенотипа в ранних поколениях.
Чтобы создать мышей с человеческими теломерами, та же научная группа ранее получила гуманизированный аллель mTert — hmTert — с человеческой 5'-межгенной областью, интронами 2 и 6. В новой работе авторы получили мышь с геном hmTert в зародышевой линии. Длина теломер таких мышей составляла 10–12 т.п.н. Изначально в работе использовали три генотипа — Terth/-, Tert+/- и Terth/+. Теломеразная активность обнаруживалась в большинстве тканей взрослых мышей Tert+/-, однако присутствовала в ограниченном количестве тканей у Terth/-. Характер экспрессии мРНК hmTert был аналогичен таковому для мРНК hTERT в тканях человека.
Экспрессия hmTert в семенниках, яичниках, тимусе и кишечнике была более выражена в течение первых двух недель после рождения мышей и снижалась с возрастом. Далее значительный уровень экспрессии hmTert поддерживался в тимусе. Экспрессия mTert была высокой в большинстве органов новорожденных мышей и снижалась по мере постнатального развития, за исключением некоторых органов.
В T-клетках hmTert экспрессировался на низком уровне в состоянии покоя, при стимуляции уровень экспрессии возрастал. То же происходило с mTert, но изначальный уровень экспрессии был выше.
Снижение длины теломер у мышей Tert+/- и Terth/- не оказало негативного влияния на их общее состояние здоровья и выживаемость даже после шести поколений. Авторы также проверили влияние на фертильность. У мышей Tert+/- наблюдался низкий уровень дефектов тестикул в четвертом и пятом поколениях, но такие дефекты отсутствовали у мышей Terth/-. Таким образом, гены mTert и hmTert помогали сохранять зародышевые клетки в яичках, при этом hmTert демонстрировали небольшое преимущество в предотвращении потери зародышевых клеток.
Большинство мышей Tert+/+, Tert+/- и Terth/- жили более 500 дней, так что наличие гена mTert или hmTert могло поддерживать долголетие мышей, даже когда теломеры были относительно короткими.
У пятого поколения Tert-/- наблюдалась дисфункция теломер (дистрофия, сниженный вес тела и короткий период жизни). Экспрессия mTert и hmTert улучшала фенотип таких мышей, в том числе продлевала жизнь. В целом, авторы показали, что теломеры мышей могут быть укорочены до размера менее 10 т.п.н. без влияния на состояние здоровья животных, по крайней мере в молодом возрасте, если у них есть ген hmTert.
Далее авторы получили мышей, гомозиготных по гену hmTert, — Terth/h. Длина теломер у мышей Terth/h стабилизировалась; она составляла 21–24% от длины теломер мышей дикого типа, что эквивалентно средней длине теломер 10–12 т.п.н. Несмотря на укороченные теломеры, эти мыши демонстрировали хорошее здоровье, о чем свидетельствуют стабильная масса тела, количество детенышей и масса семенников. Дальнейшие опыты подтвердили, что именно hmTert предопределяет развитие коротких теломер у мышей.
«Человеческие» теломеры не снижали жизнеспособность мышей в нормальном состоянии. Авторы проверили, что произойдет при патологии. У мышей Terth/h и дикого типа индуцировали состояние, напоминающее язвенный колит. Болезнь развивалась и у мышей дикого типа, и у Terth/h, но у последних регенерация шла хуже.
Таким образом, мыши Terth/h могут поддерживать нормальную массу тела и клеточный гомеостаз. По мнению авторов, они дают возможность ответить на ранее поставленные вопросы, касающиеся старения человека и рака.
Источник:
Fan Zhang, et al. Modification of the telomerase gene with human regulatory sequences resets mouse telomeres to human length // Nature Communications (2025), published 4 February 2025, DOI: 10.1038/s41467-025-56559-6