Получены самые древние генетические данные с Британских островов

Ученые из Великобритании секвенировали два человеческих генома эпохи позднего верхнего палеолита — из Сомерсета и Северного Уэльса. Оказалось, что они принадлежат к двум основным генетическим группам, населявшим в ту эпоху континентальную Европу.

Украшенная узорами челюсть лошади из пещеры Кендрика, где были найдены останки одного из секвенированных палеолитических людей.

CC BY-SA 3.0, wikimedia.org

В новой работе, опубликованной в Nature Ecology & Evolution, проанализированы два генома людей позднего верхнего палеолита с территории Британии и обнаружены их связи с европейскими популяциями. Около 23 000 лет назад, во время последнего ледникового максимума, Британия была необитаемой полярной пустыней. Примерно 20 000 лет назад ледяные щиты в северной части острова начали таять; 17 000 лет назад на остров вернулись северные олени, потом лошади, а за ними, вероятно, и люди. Около 14 650 лет назад климат стал подобен современному. Человеческих скелетных останков этого периода в Британии известно немного.

Геномика палеолитических людей континентальной Европы изучена несколько лучше; среди них выявили две основные генетические группы. Первая, обозначенная как Эль-Мирон/Гойе Q2 (El Mirуn/Goyet Q2), широко распространилась 19 000 лет назад. Она ассоциирована с мадленской культурой (охотники на мамонтов, которые обрабатывали кость, изготовляли кремневые резцы, проколки, скребки). Вторая группа, Виллабрюна, появилась не позднее 14 000 лет назад и была связана с культурами каменных орудий, имеющих характерную обработку края ( эпиграветтскими,федермессерскими или азильскими). Предполагается, что первая группа расселилась по Европе из юго-западных регионов, в которых люди переживали ледниковый период, а вторая — из юго-восточных или с Ближнего Востока.

Оказалось, что палеолитические обитатели Великобритании представляют обе эти группы. Более старый образец был найден в пещере Гофа в Сомерсете. Недалеко от этой пещеры нашли знаменитого человека из Чеддера, жившего около 10 000 лет назад (то есть в мезолите). В самой пещере найдены более древние фрагментированные останки со следами механического удаления мягких тканей, которые могут указывать на каннибализм или, возможно, ритуальные манипуляции, например, изготовление чаши из черепа. В новой работе исследован ядерный и митохондриальный геномы женщины, жившей около 14 900 лет назад (пол определен в этой же работе по генетическим данным); ДНК выделили из каменистой части височной кости. Изотопный анализ останков показал, что рацион женщины включал наземных травоядных, таких как благородные олени, туры и лошади. Вторая находка — из пещеры Кендрика в Северном Уэльсе. ДНК выделяли из зуба. Этот мужчина примерно на тысячу лет «моложе».

Митохондриальные геномы для людей из пещеры Гофа и пещеры Кендрика удалось секвенировать с покрытиями 53,8 и 34,8 соответственно; определены митохондриальные гаплогруппы — U8a и U5a2; ядерные геномы секвенированы с покрытиями 0,53 и 0,48. Для обоих людей получили сотни тысяч однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), которые позволили провести сравнение с палеолитическими людьми континентальной Европы.

Для женщины из пещеры Гош обнаружено сходство с представителями группы Эль-Мирон/Гойе, жившими практически одновременно с ней. И действительно, каменные орудия, найденные в этом месте, относятся к мадленскому типу; для этой культуры типична и фрагментация человеческих останков.

Мужчина из пещеры Кендрика принадлежит к группе Виллабрюна. В этой пещере мертвых хоронили неповрежденными, что, как и множественные погребения и украшенная узорами лошадиная челюсть, указывает на связь с федермессерской (азильской) культурой. Мужчина из пещеры Кендрика питался морскими и пресноводными животными, включая морских млекопитающих.

Интересно, что авторы попытались смоделировать происхождение мезолитических обитателей Британии от тех же двух континентальных групп людей. Все они, кроме человека из Чеддера, могут происходить от группы Виллабрюна, тогда как человек из Чеддера лучше всего моделируется как имеющий 84,6% предков, связанных с Виллабрюна, и 15,4% предков, связанных с Эль-Мирон/Гойе.

Полученные результаты могут быть свидетельством еще одного из многих событий смены популяций на территории Великобритании. Понятно, что невозможно делать окончательные выводы на основании всего двух геномов. Так, диетические различия могли быть обусловлены не культурными различиями, а географическим положением: пещера Гофа дальше от моря, чем пещера Кендрика. Между двумя культурами мог быть плавный переход, сосуществование вместо резкого вытеснения одной популяции с приходом другой. Тем не менее результаты интересные и могут положить начало дальнейшим исследованиям в этом направлении.

Charlton, S., et al. Dual ancestries and ecologies of the Late Glacial Palaeolithic in Britain. Nature Ecology & Evolution (2022). DOI:  10.1038/s41559-022-01883-z