После первой дозы мРНК-вакцины защиту обеспечивают цитотоксические Т-клетки

Частота случаев инфекции SARS-CoV-2 среди получивших первую дозу мРНК-вакцины начинает снижаться уже через неделю, когда нейтрализующие антитела еще не определяются. Как показали ученые из Германии, на раннем этапе развития иммунного ответа, вызванного вакциной BNT162b2 (Comirnaty), защиту обеспечивают цитотоксические Т-лимфоциты (CD8+ Т-клетки).

Credit:
juangaertner | 123rf.com

Вакцины, содержащие мРНК S-белка SARS-CoV-2 ,обеспечивают защиту от тяжелого заболевания уже через 10 дней после первой дозы, как показывают результаты клинических исследований. Однако нейтрализующие антитела в это время еще практически не обнаруживаются. Это означает, что на ранних стадиях защиту обеспечивают главным образом CD8 + Т-клетки (Т-киллеры, или цитотоксические Т-лимфоциты), индуцированные вакциной. Детали их индукции остаются не совсем понятными, в частности, не проводилось сравнение с естественной инфекцией и исследование связей с другими аспектами иммунитета

Исследователи из Университета Фрайбурга на протяжении нескольких месяцев брали образцы периферической крови у вакцинированных и переболевших. В исследовании участвовали 32 работника здравоохранения, не болевше COVID-19 и вакцинированные двумя дозами мРНК-вакцины BNT162b2 (Comirnaty), а также 59 человек, переболевших в легкой форме и еще двое, которые через год после выздоровления получили одну дозу BNT162b2. Для сравнения использовали образцы крови, собранные до августа 2019 года.

Авторы работы анализировали индукцию CD8+ Т-клеток, нацеленных на три эпитопа S-белка. Ни один из этих трех эпитопов не является общим для SARS-CoV-2 и SARS-CoV-1, MERS или простудных коронавирусов, таким образом, присутствие специфических к этим эпитопам Т-клеток может быть связано только с ответом на вакцину. С другой стороны, эпитопы не изменяются у вариантов, вызывающих опасения, — альфа, бета, гамма и дельта.

Стабильный и полностью функциональный CD8 + Т-клеточный ответ на исследованные эпитопы появлялся уже через неделю после первой дозы вакцины BNT162b2. Через 9-12 дней он достигал пика у большинства доноров. В это время циркулирующие CD4 + Т-клетки (Т-хелперы) и нейтрализующие антитела все еще слабо детектируются — они обычно достигают существенных значений после второй дозы.

Вторая доза вакцины усиливала действие первой с образованием высокодифференцированных эффекторных CD8 +Т-клеток. При этом ни функциональная способность, ни пул Т-клеток — предшественников клеток памяти не были затронуты, отмечают авторы.

Ранние CD8+ T-клетки памяти «патрулируют границы» организма, защищая их от SARS-CoV-2 по крайней мере в первые месяцы после инфекции. По сравнению с ответом на естественную инфекцию Т-клетки ранней памяти, индуцированные вакциной, проявляли сходные функциональные возможности на протяжении 3­4 месяцев после второй дозы либо симптомов заболевания. Однако их распределение по подмножествам несколько отличалось. Возможно, это влияет на продолжительность клеточной памяти, но чтобы прояснить этот вопрос, нужны дальнейшие исследования.

Эти результаты показывают, что цитотоксические Т-клетки играют важную роль на ранних этапах иммунного ответа; их появление предшествует развитию других аспектов иммунного ответа. Они сохраняются и после второй дозы, когда наиболее мощным защитным механизмом становятся нейтрализующие антитела. Гуморальный и CD8+ T-клеточный ответ, по-видимому, координируются через ранние S-реактивные CD4+ T-клетки (Т-хелперы), количество которых также возрастает после вакцинации второй дозой.

Источник

Oberhardt, V., et al. // Rapid and stable mobilization of CD8+ T cells by SARS-CoV-2 mRNA vaccine. // Nature. 2021. DOI:  10.1038/s41586-021-03841-4

Добавить в избранное