Препарат против вируса Эбола помог найти лекарство для кошек

Поиск лекарств против экзотических заболеваний человека приносит пользу и животным. Соединение, родственное препарату, эффективному при лихорадке Эбола, лечит вирусный перитонит кошек, который обычно смертелен.

PRESSLAB | Shutterstock.com

Инфекционный, или вирусный перитонит кошек (ВПК, FIP), по некоторым оценкам, убивает до 1,4% кошек во всем мире. Возбудитель — мутантный коронавирус (FIPV) — весьма трудно контролировать: его «предок», неопасный кишечный коронавирус, присутствует практически во всех питомниках и приютах, у 60% или более домашних кошек, живущих по несколько в одной семье, а вакцины против него неэффективны.

Один из перспективных препаратов против новых вирусных инфекций у людей — GS-5734 (RemdesivirGilead Sciences). Это низкомолекулярное вещество нацелено на специфические белки, участвующие в репликации РНК-вирусов, причем именно на вирусные белки, а не на клеточные процессы, которые использует вирус. В экспериментах он успешно предотвращал лихорадку Эбола у макак-резусов, ингибировал коронавирусы в культуре тканей, на моделях инфекции у мышей. Эти результаты привлекли внимание ветеринарных исследователей во главе с профессором Нильсом Педерсеном из Калифорнийского университета в Дэвисе (США). Их собственные первоначальные исследования показали, что химически менее сложный GS-441524, предшественник GS-5734, был не менее эффективным при инфекционном перитоните кошек, поэтому дальнейшие исследования проводили с ним.

В исследовании участвовала 31 кошка в возрасте от 3 до 73 месяцев, и 26 из них успешно прожили 12 или более недель лечения; остальные умерли или их пришлось усыпить. Зато у 26 выживших кошек выздоровление было быстрым и эффектным: лихорадка обычно исчезала в течение 12–36 часов, одновременно с заметным улучшением аппетита, уровнями активности и увеличением веса. У кошек с более распространенной экссудативной («влажой») формой FIP выпот в брюшной полости исчез примерно через 10–14 дней после начала лечения. Что обнадеживает, кошки с неэкссудативной («сухой») FIP и более старые животные тоже отреагировали на лечение GS-441524. Кроме того, препарат показал себя достаточно безопасным.

В настоящее время здоровы 24 из 26 кошек — одна все-таки умерла от FIP, другая — от болезни сердца. Восемнадцать из этих кошек прошли только один раунд лечения; еще у восьми были рецидивы заболевания, которые удалось вылечить повторными курсами в более высокой дозе. До сих пор перспективы для кошек с FIP были намного более мрачными: какое бы лечение ни назначали, животные умирали в течение месяца. «Теперь мы знаем, что небольшие молекулы, нацеленные на определенные стадии репликации РНК-вируса, способны безопасно лечить различные формы FIP», — говорит профессор Педерсен, который почти полвека занимался этим заболеванием. Однако он напоминает, что результаты, о которых говорится в статье, не могут быть немедленно конвертированы в коммерческие продукты: исследования необходимо продолжать.

Pedersen N.C., et al. // Efficacy and safety of the nucleoside analog GS-441524 for treatment of cats with naturally occurring feline infectious peritonitis. // J Feline Med Surg, 2019 DOI: 10.1177/1098612X19825701