Протеомный анализ сыворотки предскажет прогрессирование остеоартрита коленного сустава

Диагностика и лечение остеоартрита затруднены отсутствием клинически значимых маркеров. Протеомный анализ сыворотки 596 пациентов с остеоартритом коленного сустава различной степени тяжести позволил выявить 15 метаболитов, соответствующих 13 белкам. Эти метаболиты значимо коррелировали с прогрессированием остеоартрита в 73% случаев.

Остеоартрит — одно из наиболее распространенных заболеваний коленных суставов, вызываемое воспалительным процессом. Лечение остеоартрита в основном паллиативное, т.к. это заболевание плохо диагностируется на ранней стадии. Кроме того, тяжело выявить людей, входящих в группу риска. Эти два факта сильно затрудняют борьбу с остеоартритом. Диагноз ставят по наличию и тяжести болевого синдрома, что совпадает лишь в 59% случаев, т.к. боль не всегда свидетельствует о наличии остеоартрита, в то время как ее отсутствие не может исключать заболевание. Известные на сегодняшний день наиболее значимые маркеры — метаболиты коллагена II (uCTX II) в моче — позволяет определить болезнь лишь в 58% случаев.

Для более успешного лечения и ранней диагностики остеоартрита необходимо определение клинически значимых маркеров, в том числе прогностических. Так как кровь является доступным биоматериалом, и ее забор производится намного проще по сравнению с синовиальной жидкостью или тканями, ей отдается предпочтение при поиске биомаркеров.

Исследователи из США опубликовали в журнале Science Advances работу, в которой изучали потенциальные биомаркеры в сыворотке 596 пациентов с остеоартритом коленного сустава разной степени тяжести. Пациентов разделили на четыре когорты в зависимости от тяжести заболевания. Изучив экспрессию генов в хондроцитах и синовиоцитах коленного сустава, исследователи определили происхождение потенциальных маркеров.

Среди 177 изученных пептидов, соответствующих 101 белку, исследователи выделили 15 протеомных метаболитов, соответствующих 13 белкам. Эти метаболиты значимо коррелировали с данными о тяжести остеоартрита в 73% случаев.

Среди них исследователи выделили наиболее значимые: метаболиты витамин D-связывающего белка (VTDB), гликозилированный белок клеточного матрикса (CRAC1) и C1r, субъединицу комплекса C1, играющего важную роль в системе врожденной иммунной защиты.

Оба пептида CRAC1 положительно коррелировали с прогрессированием заболевания, но более высокий уровень C1r указывал на более низкую степень прогрессирования остеоартрита. Не все пептиды VTDB одинаково коррелировали с тяжестью заболевания. Это позволяет предположить, что одна часть из них участвуют в прогрессировании состояния, в то время как другая действует в качестве коактиваторов иммунной системы.

Результаты исследования являются самой надежной на сегодняшний день прогностической панелью для диагностики остеоартрита, выполненной на доступном биоматериале сыворотки крови. Они дают возможность для дальнейших исследований и определения групп риска этого заболевания.

Остеоартрит вызывается цитокинами жировой ткани