Противовирусный препарат сократил время заболевания обезьяньей оспой у одной пациентки
В Великобритании собрали информацию о лечении противовирусными препаратами пациентов, инфицированных обезьяньей оспой с 2018 по 2021 гг. Обнадеживающие результаты дало применение тековиримата, однако в статье рассмотрен только один случай.
Вирус обезьяньей оспы (оранжевый) на поверхности клеток Vero E6 (зеленый). Изображение получено в Объединенном исследовательском центре NIAID (IRF) в Форт-Детрике, штат Мэриленд.
Credit:
NIAID | flickr.com
The Lancet Infectious Diseases опубликовал статью о немногочисленных случаях обезьяньей оспы у жителей Великобритании до 2022 года. Оспы обезьян у людей редко наблюдается за пределами Западной и Центральной Африки, поэтому данных о вирусной кинетике или продолжительности выделения вируса крайне мало, отсутствуют и лицензированные методы лечения. Оценки летальности варьируют: 1–10% для вариантов, распространенных в бассейне реки Конго, около 3% для западноафриканской клады, вызвавшей сравнительно недавнюю вспышку в Нигерии. Чаще умирают дети и ВИЧ-инфицированные. Как показало секвенирование геномов, в европейских странах сейчас распространяются варианты, сходные с западноафриканскими.
Недостаточно хорошо исследованы пути передачи вируса обезьяньей оспы от человека к человеку. Завозы вируса из Африки крайне редки, одна из наиболее крупных вспышек в США в 2003 году была связана с африканскими грызунами (гамбийскими хомяковыми крысами, белками и сонями), которые инфицировали луговых собачек — популярных домашних животных в Америке. Передачи от человека к человеку во время этой вспышки не наблюдалось.
Существуют два пероральных препарата, одобренных для лечения оспы, — бринцидофовир и тековиримат. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила об искоренении оспы, однако остается опасность использования вируса в качестве биологического оружия. В США в июле 2018 года был зарегистрирован первый препарат для лечения оспы — тековиримат. Этот препарат ингибирует продукцию главного оболочечного белка вируса. Его эффективность изучали на животных, при этом получавшие тековиримат подопытные прожили дольше. Безопасность тековиримата была исследована при участии 359 здоровых добровольцев. В 2019 году его также использовали для лечения лаборантки из Сан-Диего, заразившейся культивируемым вирусом коровьей оспы (он тоже принадлежит к ортопоксвирусам, как и обезьянья оспа).
Бринцидофовир — пролекарство, конъюгат с липидом активного компонента цидофовира, который высвобождается внутри клетки и ингибирует ДНК-зависимые ДНК-полимеразы. В США одобрен для медицинского применения в июне 2021 года. В испытаниях на животных бринцидофовир показал активность в отношении цитомегаловируса, аденовирусов, вируса ВК, поксвирусов и вируса простого герпеса, а также некоторую активность против эболавируса (что загадочно, так как его геном состоит из РНК, а не из двухцепочечной ДНК).
Авторы статьи в The Lancet Infectious Diseases исследовали семь PCR-подтвержденных случаев обезьяньей оспы в Великобритании в период с 15 августа 2018 года по 10 сентября 2021 года. В исследование были включены все пациенты, которых лечили в специализированных центрах инфекционных заболеваний с тяжелыми последствиями (High Consequence Infectious Disease, HCID) в Ливерпуле, Лондоне и Ньюкасле, — четверо мужчин и две женщины среднего возраста и одна маленькая девочка. Три человека заразились обезьяньей оспой в Великобритании. Один — медработник, инфицированный внутрибольничным вирусом в 2018 году. Кроме того, передача наблюдалась в семье, которая путешествовала в Нигерию в 2021 году и после этого находилась на «коронавирусном» карантине. Первым заболел отец, от него заразились дочь младше двух лет (трое старших детей не заболели) и жена. Исследователи суммировали данные о динамике выделения вируса в верхних дыхательных путях и моче, виремии (содержании вируса в крови) и нежелательных явлениях на фоне назначения противовирусных препаратов или без них.
Признаки заболевания включали характерные поражения кожи, виремию, длительное обнаружение ДНК вируса оспы обезьян в мазках из верхних дыхательных путей, угнетенное настроение. У одного пациента образовался абсцесс на щиколотке, ПЦР-положительный на вирус оспы обезьян. Пятеро пациентов из-за длительного выделения вируса провели в изоляции более 3 недель (от 22 до 39 дней).
Трех пациентов, болевших в 2018 году, лечили бринцидофовиром (200 мг один раз в неделю перорально), у всех троих повысился уровень фермента печени аланинтрансаминазы. Других нежелательных явлений не было, тем не менее терапию прекратили, и оценить ее эффект сложно.
В 2021 году одна пациентка — жена путешественника в Нигерию и мать заболевшей девочки — получала тековиримат (200 мг два раза в день в течение 2 недель перорально). У нее не было никаких побочных эффектов, а продолжительность симптомов и выделения вируса оказалось намного меньше, чем у остальных (10 дней госпитализации).
Ребенку тековиримат не давали, поскольку он не разрешен для таких маленьких пациентов; девочка благополучно выздоровела, хотя вирус обнаруживался в верхних дыхательных путях до 20-го дня. Также препарат не назначили отцу, так как концентрация вируса в его дыхательных путях уже шла на спад, когда его начали наблюдать.
У одного пациента, болевшего в 2019 году, развился легкий рецидив через 6 недель после выписки из стационара.
Оспа обезьян у людей создает проблемы даже для хорошо финансируемых систем здравоохранения, отмечают авторы. Длительное выделение вирусной ДНК из верхних дыхательных путей, даже после того, как исчезают кожные поражения, ставит вопрос о пересмотре существующих рекомендаций по профилактике инфекции. Крайне необходимы дальнейшие исследования противовирусных препаратов для лечения оспы обезьян.
Источник
Hugh Adler, et al. Clinical features and management of human monkeypox: a retrospective observational study in the UK // The Lancet Infectious Diseases. 2022. DOI: 10.1016/S1473-3099(22)00228-6