Психологические факторы влияют на биологический возраст

Китайско-американская группа ученых под руководством Алекса Жаворонкова разработала новые часы старения с помощью искусственного интеллекта. Авторы проанализировали вклад распространенных болезней и психологического состояния в ускорение старения. Оказалось, что психологические факторы могут сильнее влиять на биологический возраст, чем курение.

Часы старения — статистическая модель, которая позволяет измерить биологический, а не хронологический возраст. Если последний определяется датой рождения, то биологический возраст зависит от скорости старения, на него влияют генетика, стиль жизни и окружающая среда. Часы старения чаще всего учитывают параметры анализа крови, уровень экспрессии генов или эпигенетические маркеры. Быстрое старение ассоциировано с уязвимостью к заболеваниям и более высоким уровнем смертности, а медленное — с лучшим состоянием здоровья. Эта модель может быть полезна в здравоохранении, при разработке лекарств и диет.

На данный момент уже известно, что стресс также может изменять биологические параметры. Так, эпигенетические изменения, происходящие при стрессе, — это те же изменения, что происходят при старении. Более того, стресс приводит к накоплению окислительных повреждений и укорачиванию теломер. Но о влиянии психосоциальных факторов на биологический возраст известно очень мало. Китайско-американская группа ученых под руководством Алекса Жаворонкова, исполнительного директора Insilico Medicine, посвятила свое исследование именно этой проблеме.

Исследователи разработали новые часы старения, основанные на изучении крови участников масштабного китайского исследования China Health and Retirement Longitudinal Study (CHARLS). Это первые часы, обученные на китайской когорте такого размера.

Сначала, обучая глубинную нейронную сеть, ученые создали предиктор возраста здоровых людей. Для этого они использовали 16 биомаркеров крови, семь биометрических показателей, таких как артериальное давление, а также пол. Такая модель оказалась довольно точной, и средняя абсолютная ошибка была равна 5,68 года. При этом самыми важными показателями для возраста оказались артериальное давление, цистатин С, индекс массы тела и данные спирометрии (определяет дыхательную функцию).

Такой же эффективной модель оказалась и у людей с заболеваниями, ассоциированными с возрастом. Исследователи проанализировали параметры людей с одним из следующих заболеваний: рак, инсульт, болезни сердца, легких или печени. Значительными для ускорения старения оказались инсульт, болезни печени и легких. Ускорение составило всего 1–2 года, но, по мнению авторов, даже это может значительно увеличить риск смертности.

Наконец, с помощью эластичной сети ученые оценили вклад психосоциальных факторов в старение. Все восемь исследуемых параметров оказывали влияние на биологический возраст. Так, курение в среднем увеличивало возраст на 1,25 года, бессонница — на 0,44, а ощущение себя несчастливым — на 0,35. При этом люди, состоящие в браке, были в среднем на 0,6 года моложе своих одиноких сверстников, а потерявшие супруга — на 0,3 года старше. В совокупности вариант с самым неблагополучным психологическим состоянием забирает у человека 1,65 года.

Александр Жаворонков рассматривает исследование как план действий к «замедлению или даже обращению вспять психологического старения в национальном масштабе».

Модель с использованием глубинной нейронной сети поможет оценить вклад соматических изменений, а модель на основе эластической сети — психологических и социальных. Вместе же они могут быть объединены для построения персональных стратегий, замедляющих старение.

Авторы заключают, что заботиться о своем психологическом здоровье так же необходимо, как и о соматическом. А также отсылают к предыдущим результатам своей работы — сайту FuturSelf. Это модель, которая определяет психологический возраст человека и дает персональные рекомендации для его улучшения.

Fedor Galkin, et al. Psychological factors substantially contribute to biological aging: evidence from the aging rate in Chinese older adults // Aging-US (2022), published September 27, 2022, DOI: 10.18632/aging.204264