Работа сердца регулируется на генном уровне

Создан атлас транскрибируемых регуляторных элементов в различных отделах сердца человека. Авторы исследования показали, как изменяется транскрипция регуляторных элементов при сердечной недостаточности, в том числе вызванной генетическими причинами.

Эмбриональное развитие сердца, его работа и гомеостаз — сложнейшие процессы, требующие тонкой регуляции генов. Ее нарушением сопровождаются врожденные пороки развития и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе наследственные. Ученые из Северо-Западного университета (США), Центр интегративных медицинских наук RIKEN (Япония), Казанского федерального университета, Института белка в Пущино (Россия), Университета Ла Верна (США) и других научных центров провели огромную работу по идентификации транскрибируемых регуляторных элементов (TRE) в тканях сердца человека. Они обнаружили изменения экспрессии, связанные с заболеваниями, и также показали, что TRE обогащены однонуклеотидными полиморфизмами (SNP), ассоциированными с заболеваниями сердца. Очевидно, такие SNP влияют на связывание факторов транскрипции.

Регуляторные элементы можно разделить на три класса, отмечается в комментарии журнала Nature Cardiovascular Research, где опубликована статья: промоторы, с которых инициируется и модулируется транскрипция генов, энхансеры, управляющие активностью промоторов, а также элементы, влияющие на конформацию хроматина. Функционирование регуляторных элементов, в свою очередь, зависит от эпигенетических факторов, таких как метилирование ДНК и модификации гистонов. Регуляторных элементов в геноме человека сотни тысяч. Их идентификация и исследование стали возможными благодаря современным подходам молекулярной биологии и биоинформатики. Это прежде всего подходы, основанные на высокопроизводительном секвенировании, которые позволяют изучать доступность хроматина, связывание транскрипционных факторов и т.п.

Мы не раз писали о проекте по функциональной аннотации геномов млекопитающих ( FANTOM — Functional Annotation of the Mammalian Genome). Проект использует технологию CAGE (кэп-анализ экспрессии генов): c помощью так называемой 5’-кэп-ловушки получают 5’-участки всех транскриптов, которые затем секвенируют без амплификации и картируют на геном. Таким образом, создается полная количественная картина транскрипции. (О CAGE нам еще в 2018 году рассказывал Олег Гусев, один из ключевых соавторов статьи о регуляторных элементах сердца.) Метод позволяет изучать и активность энхансеров. Известно, что многие, если не все энхансеры транскрибируются, причем двунаправленно — в обе стороны по обеим нитям ДНК, и уровень энхансерной РНК положительно коррелирует с активностью.

С помощью CAGE авторы новой работы исследовали сердца 21 здорового человека (донорские сердца, отторгнутые при трансплантации) и 10 — страдающих ишемической и неишемической кардиомиопатией (после операции по трансплантации). Образцы брали из всех четырех сердечных камер. В общей сложности идентифицировали 17 668 промоторов и 14 920 энхансеров, ассоциированных с экспрессией 14 519 генов. Эти цифры ниже, чем полученные в других работах, где картировали регуляторные элементы в здоровых и больных сердцах, исследуя метилирование CpG, доступность хроматина или модификации гистонов. Однако в данном исследовании транскрипция элементов и их активность оценена количественно.

Идентифицированы в том числе сотни ранее неизвестных промоторов и энхансеров. Кроме того, для сотен энхансеров и промоторов обнаружены различия в транскрипции между здоровыми и пораженными предсердиями или здоровыми и пораженными желудочками. Биоинформатический анализ данных идентифицировал программы транскрипции, которые были изменены в предсердиях или желудочках при сердечной недостаточности. например, ген PALD кодирует белок цитоскелета, необходимый для организации актиновых микрофиламентов; в сердце активно транскрибируются две изоформы, но более длинная становится доминирующей при сердечной недостаточности из-за переключения промотора. В желудочках снижалась транскрипция генов, участвующих в метаболических путях и иммунных реакциях. Найдены были также регуляторные различия между ишемической и неишемической кардиомиопатией.

CAGE-анализ выполнялся на целых тканях сердца, которые состоят из множества различных типов клеток — кардиомиоцитов, фибробластов, эндотелиальных клеток, клеток иммунной системы. Авторы смогли реконструировать количественные соотношения различных типов клеток в исследуемых образцах. Оказалось, что клеточный состав предсердий при сердечной недостаточности изменялся сильнее, чем желудочков, — в тканях предсердий сильно увеличивалось количество клеток с генными сигнатурами, характерными для желудочковых кардиомиоцитов.

Генетические варианты также могут влиять на функцию и активность промоторов и энхансеров. Авторы обнаружили, что TRE и участки вокруг них обогащены распространенными вариантами, связанными с сердечно-сосудистыми нарушениями или особенностями. Такие варианты могут влиять на транскрипцию. Например, они ассоциированы с сайтами связывания CTCF — фактора транскрипции, который устанавливает границы между топологически ассоциированными доменами и облегчает взаимодействие между регуляторными последовательностями.

На вопросы PCR.NEWS ответил в электронном письме один из ведущих авторов работы, профессор Северо-Западного университета в Чикаго Игорь Ефимов.

— В вашей работе показано, что клетки предсердия при патологии приобретают генные сигнатуры, характерные для кардиомиоцитов желудочка. А что происходит при этом с сердцем, с какими патологическими изменениями это может быть связано?

— Вентрикуляризация предсердных миоцитов — одно из самых неожиданных открытий этой работы, сделанное Русланом Девятияровым, первым автором статьи. Когда Руслан нам рассказал об этой находке — мы дружно решили, что это ошибка, и попросили его перепроверить все расчеты, и он их перепроверял несколько раз: все было подтверждено! В предсердиях больных с сердечной недостаточностью происходит перепрограммирование миоцитов из предсердных в желудочковые! Физиологическое значение этой «вентрикуляризации» еще предстоит изучать; но его значение очень велико, так как больные сердечной недостаточностью часто страдают от мерцательной аритмии из-за значительного патологического ремоделирования предсердий. Позже мы нашли более раннюю статью 2005 года из Германии, в которой похожая «вентрикуляризации» уже была описана у больных с мерцательной аритмией. Таким образом, сердечная недостаточность приводит к патологическим изменениям в клетках предсердий, которые также наблюдаются у больных мерцательной аритмией! Это может объяснить причинную связь между сердечной недостаточностью и мерцательной аритмией. Надеемся, что это открытие поможет найти новые методы лечения как сердечной недостаточности, так и связанной с ней мерцательной аритмии.

— Кто будет пользоваться атласом транскрибируемых регуляторных элементов?

— Наш атлас — open source — будет использоваться многими учеными и врачами всего мира, работающими в области сердечно-сосудистой медицины и биологии. Он также может использоваться в образовании врачей и ученых-биологов. На основании этого атласа можно делать новые открытия в области сердца. Например, мы готовим статью по разнице между мужчинами и женщинами, сделанную на основании данных этого атласа. Мы нашли много удивительных отличий, которые помогут объяснить разницу заболеваемости между мужчинами и женщинами. Это также поможет разработать более точные методы лечения заболеваний сердца у мужчин и женщин согласно специфике экспрессии генов у разных полов и возрастов.

Содержание белков в мышце во время тренировок регулируется на различных уровнях