Разные популяции CD8+ Т-лимфоцитов кожи управляются различными механизмами

CD8+ Т-клетки памяти, находящиеся в коже, играют важную роль в обеспечении местной иммунной защиты и в то же время могут быть вовлечены в развитие аутоиммунных патологий, например, псориаза или витилиго. Авторы новой статьи в Science обнаружили, что два разных типа тканерезидентных CD8+ Т-клеток памяти контролируются различными молекулярными механизмами. Воздействуя на эти механизмы, можно избирательно элиминировать аутореактивные иммунные клетки и менять таким образом иммунный ландшафт кожи.

Тканерезидентные CD8+ Т-лимфоциты (Trm) могут играть роль в развитии аутоиммунных заболеваний, поэтому важно исследовать, как образуются их популяции. Кожа человека содержит CD69+ CD103+ CD8+ Trm клетки, которые продуцируют или IFN-g (клетки Trm1), или IL-17A (клетки Trm17). Клетки Trm1 участвуют в защите от вирусов и предотвращают развитие опухолей, а Trm17 связаны с защитой от бактериальных инфекций. Те и другие вносят вклад в развитие аутоиммунных патологий кожи, таких как псориаз и витилиго. Группа исследователей из Австралии и США показали, что для появления в коже популяций клеток CD8+ Trm1 и Trm17 необходимы различные молекулярные сети. Воздействие на факторы, специфичные для Trm1 или Trm17, позволяет целенаправленно управлять иммунным ландшафтом для терапии аутоиммунных заболеваний.

Вначале авторы проанализировали спектр функциональных состояний, в которых находятся CD8+ Trm клетки кожи в ответ на различные стимулы. Они индуцировали у мышей вирусную инфекцию, меланому или воспалительную реакцию. После стимуляции CD8+ CD44hi Trm клетки вырабатывали IFN-g, однако почти не вырабатывали IL-17A. Стимуляция же бактерией Staphylococcus epidermidis, входящей в состав нормальной кожной микрофлоры, приводила к формированию функционально различных популяций CD8+ Trm1 и Trm17 клеток.

Экспрессия CD49a определяет клетки Trm1 в коже человека. Авторы обнаружили, что независимо от способа индукции клетки Trm1 экспрессировали CD49a и транскрипционный фактор T-bet, в то время как клетки Trm17 экспрессировали TH17-определяющие молекулы — CCR6 и RORγt.

Как T-bet+ (Trm1-подобные), так и RORγt+ (Trm17-подобные) клетки локализовались в эпидермальном слое кожи. Однако клетки Trm17 отличались от Trm1 экспрессией Cx3cr1, Foxo1, Id3, Slamf7, Tcf7 и Tox, а также сниженной экспрессией транскрипционных факторов Hobit и Runx3. Использование Hobit и Blimp1 репортерных мышей подтвердило, что Blimp1, Hobit и Runx3 были высоко экспрессированы в клетках Trm1 кожи, но отсутствовали в клетках Trm17.

Клетки Trm1 демонстрируют более высокую продолжительность жизни по сравнению с клетками Trm17. Так как количество S. epidermidis после нанесения на кожу со временем снижается, авторы предположили, что сокращение количества клеток Trm17 связано с уменьшением концентрации антигенов. Для проверки этого предположения они получили химерные клетки из Т-клеток дикого типа и TCR-дефицитных Т-клеток; в этих химерах можно было подавить экспрессию Т-клеточных рецепторов (TCR) с помощью Cre-Lox-рекомбинации. Клетки стимулировали их S. epidermidis для создания Trm1 и Trm17, а затем обрабатывали тамоксифеном. При этом экспрессия TCR у химерных клеток снизилась, однако популяции Trm1 и Trm17 сохранялись на уровне контрольных значений; это предполагает, что персистенция этих популяций не зависит от антигенов. Также клетки Trm1 демонстрировали повышенную экспрессию Bcl-2 и Ki67 по сравнению с клетками Trm17, что показывает преимущество клеток Trm1 в пролиферации и выживании.

Далее авторы решили выяснить, какие молекулярные программы лежат в основе развития клеток Trm1 и Trm17. Для начала они проверили, влияет ли T-bet на развитие Trm17. Потеря T-bet у S.epidermidis-ассоциированных мышей привела к снижению количества Trm1 клеток, но увеличила количество Trm17 клеток. Совместная потеря T-bet и Eomes еще больше усиливала образование клеток Trm17, но при этом частично восстановила выработку IFN-g (характерного для Trm1) кожными CD8+ Т-клетками. Потеря NFIL3 приводила к селективному снижению только числа клеток Trm1.

Поскольку клетки Trm17 развивались независимо от оси T-bet—Hobit, авторы изучили, могут ли они также различаться по зависимости от IL-15. Действительно, оказалось, что для выживания клеток Trm1 кожи требуется IL-15, в то время как клетки Trm17 кожи зависят от IL-7. Разные клеток Trm кожи задействуют различные пути развития, причем только клетки Trm1 используют ось T-bet–Hobit–IL-15.

Далее авторы выяснили, по какому пути развиваются Trm17 клетки. Анализ транскрипционных факторов показал, что в Trm17 клетках повышена экспрессия Foxp3, Maf и Gata3. Клетки Trm17 с нокаутом c-Maf имели пониженную экспрессию генов, связанных с фенотипом Trm17 и с заживлением ран. Trm17 клетки мышей, обработанных S.epidermidis, и кожи человека имели повышенную экспрессию ICOS, c-Maf и CD127.

Таким образом, Trm1 клетки кожи развиваются по молекулярному пути T-bet–Hobit–IL-15, а Trm17 клетки — по открытому авторами пути ICOS–c-Maf–IL-7. Понимание путей генерации тканерезидентных CD8+ Т-клеток памяти может помочь в разработке новых подходов в терапии аутоиммунных заболеваний. Например, известно, что блокировка сигналинга IL-15 снижает количество кожных Trm1 и способствует лечению витилиго. Но ингибирование этого пути не влияет на патологии, ассоциированные с Trm17, такие как псориаз; в этом случае мишенями могут быть IL-7 и ICOS.

«До сих пор мы не знали, как отделить “плохие” Т-клетки в коже от “хороших”, протективных. Благодаря этому исследованию мы открыли новые молекулы, которые позволяют нам избирательно удалять вызывающие заболевания Т-клетки в коже», — объясняет один из руководителей работы, Сьюзан Кристо из Мельбурнского университета.

Показана роль цитотоксических CD8+ лимфоцитов в контроле туберкулезной инфекции