Рецептор CD201 — маркер хорошо приживающихся гемопоэтических клеток

Гемопоэтические клетки фетальной печени успешно приживаются при трансплантации. Секвенирование РНК единичных клеток и анализ поверхностных маркеров позволили выявить поверхностный рецептор CD201, который оказался ассоциирован с высоким потенциалом приживаемости.

ciphotos | 123rf.com

Гемопоэтические клетки формируют все типы зрелых клеток крови. В эмбриональном развитии гемопоэтические клетки размножаются в печени плода, которая остаётся основным центром кроветворения почти до рождения. Далее в течение жизни кроветворение осуществляется в костном мозге. Трансплантация гемопоэтических клеток применяется при терапии таких заболеваний, как серповидноклеточная анемия, ВИЧ, определенные виды рака крови. В то же время не все гемопоэтические клетки способны приживаться в организме пациента. Механизмы, отвечающие за это, не вполне понятны, но известно, например, что гемопоэтические клетки фетальной печени имеют большой потенциал приживаемости. Группа под руководством ученых из Больницы общего профиля Массачусетса и Медицинской школы Бостонского университета получила транскрипционные профили более 26 000 гемопоэтических клеток фетальной печени, чтобы найти маркеры приживаемости.

Из гемопоэтических клеток печени эмбриона человека прежде всего выделили популяцию CD34+ клеток, а из нее — клетки с маркером GPI-80, для которых ранее была показана эффективность трансплантации. GPI-80+ клетки составляют всего 2,37% от всех CD34+ клеток, однако трансплантация мышам подтвердила их высокую приживаемость. Популяцию CD34- клеток разделили на GYPA+ и GYPA- клетки — первая группа соответствует созревающим эритроидным предшественникам.

У GPI-80+ клеток по сравнению с CD34+ клетками авторы выявили повышенную экспрессию ITGA6 (CD49f), PROCR (CD201, или EPCR), MLLT3, HLF, MECOM, CLEC9A, LMO2 и HMGA2. GPI-80+ клетки дополнительно разбили на несколько кластеров. Транскрипционные данные связали с данными об экспрессии маркеров на поверхности клеток.

В одном из кластеров клеток был представлен маркер CD201, рецептор эндотелиального белка С. Обогащение рецептором CD201 в этом кластере было явным как на фоне всех CD34+ клеток, так и на фоне всех гемопоэтических клеток. Популяция CD201+ клеток при трансплантации мышам приживалась намного лучше, чем популяция GPI-80+ клеток.

Так как CD201 сам по себе определяет популяцию наиболее пригодных для трансплантации гемопоэтических клеток, то стратегия отбора по нему может быть потенциально применена в клинике.

Vanuytsel, K. et al. Multi-modal profiling of human fetal liver hematopoietic stem cells reveals the molecular signature of engraftment // Nature Communications, 2022, 13, 1103; DOI: 10.1038/s41467-022-28616-x