Сальмонелла избегает иммунного ответа, перепрограммируя макрофаги

Бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium противостоит TNF-опосредованной борьбе с инфекцией, способствуя образованию макрофагов противовоспалительного фенотипа М2.

Kateryna Kon | Shutterstock.com

Образование гранулем — это один из механизмов ограничения распространения бактериальных инфекций в организме хозяина. Гранулема состоит из макрофагов, зараженных бактериями, и других иммунных клеток, активирующих макрофаги на борьбу с патогеном. Находясь внутри клеток, бактерии могут влиять на их функции, стимулируя дифференцировку макрофагов в противовоспалительный М2-фенотип, не способный активно противостоять патогенам. Это приводит к развитию в гранулемах персистентной инфекции. Молекулярные механизмы действия патогенов на дифференцировку макрофагов во многом остаются неизвестными.

Ученые из США и Великобритании исследовали активность бактерии Salmonella Typhimurium в гранулемах селезенки модельных мышей и показали, что сальмонелла секретирует эффекторную молекулу SteE. Эта молекула повышает активность сигнального пути STAT3 в клетках хозяина, что промотирует образование макрофагов М2-фенотипа.

За дифференцировку макрофагов в гранулемах в провоспалительный тип М1 отвечает TNF-опосредованный сигнальный путь. Ученые предположили, что SteE работает как антагонист TNF-пути.

Для изучения взаимодействия сигнальных путей авторы блокировали каждый их них. При блокировке TNF с помощью моноклональных антител доля М2-макрофагов увеличивалась, инфекция прогрессировала, в некоторых случаях с летальным исходом. Однако использование бактерий с мутантной нефункциональной формой SteE показало неоднозначный результат. Было обнаружено, что дифференцировка макрофагов в М2-фенотип лишь частично обусловлена действием SteE. Это можно объяснить сложной регуляцией процесса дифференцировки, на который влияют не только внутриклеточные молекулярные механизмы, но и межклеточные взаимодействия.

Таким образом, показана
значимая роль эффектора SteE в регуляции иммунного ответа хозяина. Авторы
называют воздействие на фенотип макрофагов в гранулемах ключевым механизмом установления
персистентной внутриклеточной бактериальной инфекции.

Trung H.M. Pham, et al. // Salmonella-Driven Polarization of Granuloma Macrophages Antagonizes TNF-Mediated Pathogen Restriction during Persistent Infection. // Cell Host & Microbe 27, 1–14. e1–e5, published online 26 December 2019; DOI: 10.1016/j.chom.2019.11.011