Самое масштабное генетическое исследование викингов

Секвенирование 442 древних геномов привело ученых к некоторым новым выводам об истории викингов. Генетический анализ показал, что в генофонд основных предков викингов — населения Скандинавии железного века — влились потоки генов из Южной Европы и Азии; «викинг» не синоним слова «скандинав». И далеко не все викинги были белокурыми, некоторые имели темные волосы. Оценен также генетический компонент викингов в геномах современного населения Северной Европы.

В рамках исследования была секвенирована ДНК из останков женщины по имени Ката, захороненной в Варнеме (Швеция)

Музей Вестра-Гёталанда

Итоги крупнейшего генетического исследования викингов опубликованы в журнале Nature. Руководитель большого международного коллектива и ведущий автор статьи — один из самых авторитетных палеогенетиков Эске Виллерслев, директор Центра геогенетики Копенгагенского университета. В этой работе изучены 442 древних генома из 80 захоронений в Северной Европе и Гренландии. Большинство погребенных в них людей — представители эпохи викингов.

Викинги, в узком смысле слова — скандинавские мореплаватели, совершающие дальние морские походы, воины и пираты. В широком смысле слова археологи и историки говорят об эпохе викингов, которая продолжалась с 800 по 1050 гг. н.э. в Скандинавии, Северной Атлантике (включая Британские острова) и балтийском регионе. События, происходившие в этот период, значительно изменили политическую, культурную и демографическую карту Европы, сделав ее похожей на сегодняшнюю. Поселения викингов появлялись в разных частях Европы и мира, благодаря их походам распространялись технологии и культурные особенности. Викинги открывали новые земли. Так, Эрик Рыжий открыл Гренландию, а его сын Лейф Эрикссон высадился в Северной Америке за 500 лет до Колумба. Но ученым до сих пор не вполне ясно, насколько велика была этническая неоднородность людей, которых называли викингами: согласно историческим источникам, среди викингов могли быть не только жители Скандинавии.

Для исследования геномной истории эпохи викингов ученые прочитали ДНК 442 древних индивидов из Норвегии, Швеции, Дании (включая Гренландию и Фарерские острова), Великобритании, Исландии, Эстонии, Польши, России и Украины. Самые древние останки относились к бронзовому веку, самые «молодые» — к раннему средневековью. Для секвенирования ДНК использовали метод дробовика (shotgun), среднее покрытие составило около 1х. Эти геномные данные проанализировали вместе с данными 3855 современных и 1118 древних индивидов.

В числе прочих ученые секвенировали 34 генома воинов, захороненных в погребальной ладье (традиционная ритуальная традиция викингов) в поселке Салме в Эстонии. Анализ на родственные отношения показал, что в ладье рядом друг с другом похоронены четыре брата. Поскольку геномы были прочитаны с низким покрытием, для установления родства ученые использовали специальную программу READ, которая сравнивала аллели между парами индивидов. То, что четыре викинга из Эстонии были именно братьями, подтверждено анализом Y-хромосомы и митохондриальной ДНК.

«Мы открыли, что в экспедициях викингов участвовали близкие родственники, например, четыре брата в погребальной ладье в Эстонии, которые умерли в один день. Остальные участники экспедиции были также близки генетически, что указывает на их вероятное происхождение из одного небольшого поселения где-то в Швеции», — сказал первый автор статьи Ашот Маргарян, профессор Копенгагенского университета.

Анализ прочитанных геномов эпохи викингов привел исследователей к некоторым новым выводам относительно их происхождения. Викинги по большей части были потомками населения железного века Скандинавии, Британских островов и балтийского региона. При сравнении с геномами современных европейцев в геномах викингов были выделены четыре основных компонента: норвежский, шведский, датский и североатлантический. Вместе с тем, между группами викингов имеются некоторые различия. Основной их источник — впервые описанные учеными генетические потоки из Южной Европы и с востока Евразии, которые имели место как до эпохи викингов, так и в этот период. Как сказал Эске Виллерслев, «Мы нашли генетические отличия между разными популяциями викингов на территории Скандинавии, и это показывает, что группы викингов в регионе были сильнее изолированы друг от друга, чем считалось ранее».

Ученые подтвердили, что не все называвшие себя викингами были скандинавами по происхождению. Например, два индивида с Оркнейских островов (Шотландия) были погребены в традициях викингов, с соответствующим убранством могилы, но генетически не походили на скандинавов. Геномы людей из Оркни были близки к геномам шотландцев и ирландцев, ученые сочли их представителями пиктов — народа, говорившего на кельтском языке. Другой пример — останки викинга британского происхождения, найденные в Норвегии.

Исследование генетических потоков позволило выявить основные направления миграций викингов, которые охватывали всю Северную Европу. Так, из Дании морские походы приводили викингов в Англию, из Швеции — в регион Балтики, из Норвегии — в Ирландию, Исландию и Гренландию.

В ДНК викингов ученые проанализировали однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) в локусах, которые в течение последних 10 тысяч лет в Европе были мишенями положительного отбора. Так, аллель гена фермента лактазы LCT , которая обеспечивает толерантность к лактозе и позволяет употреблять в пищу молоко, в эпоху викингов в Скандинавии и на Балтике достиг значительной частоты, как и в предшествующем железном веке, однако в бронзовом веке частота этого аллеля была еще низка. Найдены признаки положительного отбора также в гене ANKA, который связан с иммунным ответом. Что касается внешности, авторы в значительном числе геномов викингов нашли аллели, отвечающие за темно-коричневый цвет волос, — далеко не все они были блондинами или рыжими.

Наконец, ученые вычислили генетическую долю викингов в современном населении Северной Европы. Население Норвегии, Швеции и Дании в значительной степени может считать себя потомками викингов. В небольшой доле генетический компонент викингов встречается и в других странах Европы: в Великобритании он достигает 6%; в Польше —5%.

Ashot Margaryan, et al. // Population genomics of the Viking world // Nature, 2020; DOI:  10.1038/s41586-020-2688-8