Секвенирование ДНК крестоносцев раскрывает новые исторические факты

Анализ ДНК девяти индивидов из «могилы крестоносцев» в Южном Ливане показал, что среди погребенных были не только выходцы из Европы, но также местные жители и потомки смешанных браков. При этом в геноме современных ливанцев влияние крестоносцев не обнаружено.

zef art | Shutterstock.com

Город Сидон на юге современного Ливана был ареной сражений между крестоносцами и арабами с 1110 по 1249 гг. Недавние раскопки в Сидоне обнаружили захоронение с останками как минимум 25 человек, умерших насильственной смертью. Радиоуглеродный анализ и археологические находки — итальянская монета и пряжки характерного для средневековой Европы вида — позволили предположить, что останки принадлежат крестоносцам, погибшим в сражении в XIII веке н. э. Анализ геномов крестоносцев позволил бы восполнить пробелы в понимании демографических процессов, происходивших на Ближнем Востоке во времена крестовых походов.

крестоносцы_могила.jpgЖаркий и влажный климат способствует разрушению нуклеиновых кислот, тем не менее группе британских ученых удалось выделить ДНК из образцов височных костей девяти индивидов из сидонского захоронения. Кроме того, в качестве сравнительных образцов генетического материала местного населения до эпохи крестовых походов были отобраны четыре пробы из ливанского погребения, отнесенного к римскому периоду (237–632 гг. н. э.). Секвенирование древней ДНК проводилось с помощью Illumina HiSeq 2500.

Все девять образцов ДНК из «могилы крестоносцев» принадлежали мужчинам, среди ливанцев римского периода были три женщины и один мужчина. Чтобы определить происхождение всех 13 человек, ученые соотносили их геномы с доступными базами человеческих геномов (Human Origins, Simons Genome Diversity Project и 1000 Genome Project), формировали массивы данных и проводили статистический анализ. Выяснилось, что все индивиды из захоронения римского периода происходят с Ближнего Востока и близки к современным ливанцам. Результаты анализа сидонских останков были более разнообразными: из девяти воинов лишь трое происходили из Западной Европы, четверо оказались местными жителями и двое заняли промежуточное положение между европейцами и ближневосточной популяцией. Так как ливанцы из «могилы крестоносцев» генетически оказались близки к современным ливанцам-христианам, можно предположить, что крестоносцы на Ближнем Востоке рекрутировали местное христианское население, и воины из Ливана сражались бок о бок с европейцами.

Исследование Y-хромосом всех мужчин и митохондриальной ДНК (мтДНК) всех индивидов из обоих захоронений показало, что индивиды, идентифицированные ранее как европейцы или ливанцы, имели соответствующие гаплогруппы. У двух индивидов смешанного происхождения были определены Y-гаплогруппы, типичные для европейских мужчин, и митохондриальные гаплогруппы, представленные как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Возможно, у этих двух воинов были европейские отцы и ближневосточные матери, или же их родители были потомками смешанных браков.

Смешение крестоносцев с местным населением получило неоспоримое подтверждение, однако геном современных ливанцев не сохранил следов этих событий. Евразийское влияние на ближневосточные популяции регистрируется как в современных геномах, так и в древней ДНК из ливанского захоронения римского периода. Однако оно связано с популяционными процессами, происходившими задолго до эпохи крестовых походов. Ученые предполагают, что смешение европейцев (крестоносцев) с жителями Ближнего Востока не было достаточно частым, чтобы оставить значимый генетический отпечаток в современной популяции.

Данное исследование демонстрирует большую значимость древней ДНК для реконструкции исторических событий. Даже плохо сохранившиеся образцы содержат достаточные количества ДНК, а информация, которую она несет, способна разрешить противоречия между историческими свидетельствами и результатами анализа современных геномов.

Marc Haber et al. // A Transient Pulse of Genetic Admixture from the Crusaders in the Near East Identified from Ancient Genome Sequences. // The American Journal of Human Genetics (2019); DOI: 10.1016/j.ajhg.2019.03.015