Семаглутид и другие агонисты рГПП-1 снижают риски онкозаболеваний при ожирении, но повышают риск развития рака почки

Ожирение повышает риск развития диабета 2 типа и некоторых типов рака. Группа ученых из США опубликовала результаты анализа данных более 1,6 миллиона пациентов с диабетом 2 типа, получавших агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида 1 (аГПП-1), инсулин или метформин. Оказалось, что аГПП-1 заметно снижали риски развития 10 из 13 ассоциированных с ожирением онкозаболеваний при сравнении с инсулином. Однако при сравнении с метформином риск развития рака почки был повышен у людей, получавших аГПП-1.

Credit:
123rf.com

Тринадцать типов рака ассоциированы с повышенной массой тела. Ожирение также способствует развитию диабета 2 типа, что может повысить риск и ухудшить прогноз ассоциированных с ожирением типов рака. Для терапии диабета 2 типа и снижения веса применяют в том числе агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида 1 (аГПП-1, GLP-1RA). В новой статье, вышедшей в JAMA Network Open, представлены результаты анализа данных пациентов с диабетом 2 типа, которым были назначены аГПП-1, инсулин или метформин. Авторы определили, снижают ли аГПП-1 риски развития ассоциированных с ожирением типов рака.

Ученые проанализировали медицинские записи 1 651 452 пациентов, страдавших диабетом 2 типа и принимавших аГПП-1, инсулин или метформин. Средний возраст пациентов составил 59,8 лет.

Если сравнивать с инсулином, аГПП-1 заметно снижали риск развития 10 из 13 типов рака, ассоциированных с ожирением — рака желчного пузыря, менингиомы, рака поджелудочной железы, гепатоцеллюлярной карциномы, рака яичников, колоректального рака, множественной миеломы, рака пищевода, рака эндометрия и рака почки. Применение аГПП-1 не было связано с риском развития постменопаузального рака молочной железы и рака щитовидной железы. Среднее время наблюдения за исходом колоректального рака составило 2074,7 дня для группы, получавшей аГПП-1, и 1981,8 день для группы, получавшей инсулин. Среднее время наблюдения за исходом рака печени составило 2023,1 дня для группы, получавшей аГПП-1, и 2037,9 дней для группы, получавшей инсулин.

Если сравнивать с метформином, аГПП-1 не снижали риск развития колоректального рака, рака желчного пузыря и менингиомы, однако были связаны с повышенным риском развития рака почки (HR, 1,54). Среднее время наблюдения за исходом колоректального рака составило 1967,2 дней для группы, получавшей аГПП-1, и 2101,6 день для группы, получавшей метформин. Среднее время наблюдения за исходом рака печени составило 1970,9 дней для группы, получавшей аГПП-1, и 2129,8 дней для группы, получавшей метформин.

Потенциальный противораковый эффект аГПП-1 требует дальнейших долгосрочных исследований. В данной работе было показано, что применение аГПП-1 ассоциировано с пониженным риском развития некоторых типов рака, связанных с ожирением. Риск развития рака почки при применении аГПП-1 был повышен по сравнению с метформином, но снижен по сравнению с инсулином. Так как ранее не было сообщений о влиянии аГПП-1 на риск развития рака почки, необходимы дальнейшие исследования этой ассоциации.

Семаглутид снижает воспаление в организме, взаимодействуя с нейронами мозга

Источник:

Wang L., et al. Glucagon-Like Peptide 1 Receptor Agonists and 13 Obesity-Associated Cancers in Patients With Type 2 Diabetes // JAMA Netw Open. 2024. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2024.21305

Добавить в избранное