Симптомы долгого ковида могут быть вызваны хроническим воспалением

В экспериментах на сирийских хомячках показано, что воспалительный ответ при заражении SARS-CoV-2 сохраняется даже после элиминации вируса из организма. Это приводит к повреждению почек и легких. Кроме того, изменяется экспрессия генов в некоторых отделах мозга, что может быть связано с повышенной тревожностью, нарушением сна и когнитивных функций.

vadimalekcandr | 123rf.com

У большинства людей, заразившихся SARS-CoV-2, очищение организма от вируса происходит успешно и без последствий. Однако у некоторых пациентов длительное время сохраняются такие симптомы, как одышка, утомляемость, тревога и другие. Причина этого неизвестна. Исследователи из США постарались найти ответ на этот вопрос. Они сравнили последствия коронавирусной инфекции и гриппа, чтобы выявить черты, уникальные для COVID-19.

Эксперименты проводились на сирийских хомячках как на релевантной модели COVID-19 и гриппа. Животных заражали SARS-CoV-2 или вирусом гриппа А и изучали на 3, 14 и 31 день после заражения, чтобы оценить краткосрочные и долгосрочные эффекты. Повреждения дыхательных путей, легких и почек для обеих инфекций были очень похожи, но при коронавирусной инфекции они оказались более серьезными. Например, были поражены участки ткани большей площади и более интенсивно происходило образование рубцов. По мнению исследователей, это может быть связано с более активным иммунным ответом, вовлекающим нейтрофилы, макрофаги, лейкоцитов и развитием воспаления. В результате функциональные нарушения органов сохраняются даже после элиминации вируса.

На следующем этапе ученые проверили, может ли развитие воспаления быть также причиной психоневрологической симптоматики после COVID-19. Они проверяли наличие РНК SARS-CoV-2 или вируса гриппа А в разных отделах мозга и оценивали изменение транскрипционных программ нервной системы. SARS-CoV-2, в отличие от вируса гриппа, присутствовал в нервной ткани. Клетки нервной системы демонстрировали транскриптомный ответ, связанный с воспалением, при обеих инфекциях, но ученые обнаружили специфичные для коронавируса паттерны. Например, экспрессия генов интерферонового ответа при коронавирусной инфекции была выше, чем при гриппе. В некоторых отделах нервной системы наблюдались уникальные изменения. Так, таламус переходил в гиповозбудимое состояние. Дисрегуляция его работы может быть причиной головной боли, нарушения когнитивных функций и бессонницы после COVID-19.

Наиболее выраженные изменения при инфекции SARS-CoV-2 были выявлены в обонятельных луковицах. Эти участки мозга отвечают за восприятие запахов и напрямую связаны с системой управления сном и эмоциями. В них воспаление продолжалось даже на 31-й день после заражения, когда вируса в организме уже не было. Это может быть связано с присутствием фрагментов вирусного генома или остатками погибших клеток. Воспалительный транскрипционный паттерн сохранялся длительное время и в обонятельном эпителии. У хомячков с персистирующим воспалением в обонятельных луковицах и обонятельном эпителии наблюдались изменения в поведении. Они становились более тревожными и не реагировали на новые объекты в клетке.

Авторы считают, что хроническое системное воспаление — главная причина долговременных эффектов после заражения SARS-CoV-2, объясняющая их разнообразные проявления.

Frere J. J., et al. SARS-CoV-2 infection in hamsters and humans results in lasting and unique systemic perturbations post recovery. // Science Translational Medicine, published Jun 7, 2022, DOI: 10.1126/scitranslmed.abq3059