Скрининг 12 000 лекарств обнаружил 13 препаратов, эффективных против SARS-CoV-2

Hайденo 13 веществ, подавляющих размножение SARS-CoV-2 в культуре клеток при концентрациях, безопасных для пациента. Они одобрены к применению на людях или находятся на стадии клинического исследования для лечения других болезней. Четыре из них усиливают действие ремдесивира — противовирусного препарата, который уже используется для лечения COVID-19.

SEUBWAI | 123rf.com

Репозиционирование лекарств, то есть использование уже применяемых в клинике препаратов для лечения других заболеваний, позволяет сократить время, необходимое для разработки новой терапии, так как лекарство хорошо охарактеризовано и побочные эффекты от его использования известны. Поэтому средства против коронавирусной инфекции активно ищут среди уже существующих.

Международный коллектив ученых провел скрининг лекарств из крупнейшей коллекции средств, которые находятся на стадии клинического исследования либо одобрены к применению американским Управлением по контролю продуктов и медикаментов, — библиотеки молекул eFRAME (Repurposing, Focused Rescue, and Accelerated Medchem). Исследование было проведено на клетках Vero Е6 (культивируемые клетки эпителия почек зеленой мартышки, чувствительные к инфекции SARS-CoV-2) и продолжается на животной модели и органоидах, имитирующих ткани человеческого легкого. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Среди 12 000 веществ ученые идентифицировали 21, способное ингибировать репликацию вируса, в том числе 13 — в концентрациях, которых можно достичь не только в культуре клеток, но и in vivo: когда пациент получает безопасную дозу препарата, концентрация в организме должна быть достаточной для эффекта. Из этих 13 два препарата уже одобрены к применению в клинике — астемизол (применяется при аллергиях) и клофазимин (препарат для лечения проказы). Антивирусную активность 21 препарата проверили еще на двух клеточных линиях — Huh-7 и линии 293T, экспрессирующей рецептор ACE2, с которым связывается коронавирус.

Несколько наиболее перспективных препаратов также протестировали на культуре клеток легочного эпителия, полученных из индуцированных стволовых клеток человека. Дальнейшие эксперименты показали, что четыре из этих препаратов (SB-616234-A, MLN-3897, VBY-825 и тетрандрин) действуют в синергии с ремдесивиром — ингибитором вирусной РНК полимеразы, разрешенным к применению в экстренных ситуациях для терапии COVID-19. Тетрандрин, или ханфангчин А — производное хлорохина, противомалярийный препарат, также способный ингибировать Ca2+ каналы в мембранах клеток, проходит третью фазу клинических испытаний.

«Доказано, что ремдисвир успешно сокращает время, необходимое для выздоровления госпитализированных пациентов, однако он срабатывает не у всех пациентов. Это недостаточно хорошо, — говорит руководитель работы доктор Сумит Чанда. — В то время как число зараженных возрастает в Америке и по всему миру, первостепенная задача — найти уже доступные недорогие и эффективные лекарства, которые могут дополнять терапию ремдесивиром, а также лекарствa, которые можно использовать для профилактики либо при проявлении первых симптомов в ходе амбулаторного лечения».

Кроме того, с помощью РНК-секвенирования исследователи проверили, как заражение новым коронавирусом меняет экспрессию генов в клетках Vero E6. Оказалось, что один из сигнальных путей, затронутых инфекцией — путь метаболизма ретинола. Эти данные совпадают с ранее полученными результатами РНК-секвенирования мазков из носоглотки пациентов с COVID-19.

«Эта статья предоставляет научному сообществу расширенный арсенал средств, которые могут помочь победить пандемию», — сказал доктор Чанда. Он также назвал наиболее перспективные, по мнению исследователей, препараты: клофазимин, тетрандрин, средство от аутоимунных заболеваний апилимод, а также ONO 5334, ингибитор катепсина К.

Laura Riva, et al // Discovery of SARS-CoV-2 antiviral drugs through large-scale compound repurposing. // Nature, 2020. DOI:  10.1038/s41586-020-2577-1