Сотни полиморфизмов ассоциировали со склонностью к риску

Международная исследовательская группа провела полногеномный поиск ассоциаций (GWAS) с рискованным поведением у 940 000 человек. Оказалось, что за склонность к риску отвечают сотни однонуклеотидных полиморфизмов (SNP).

Annette Shaff  | Shutterstock.com

Готовность пойти на риск сильно различается у разных людей. Близнецовые исследования показали, что склонность к отчаянному поведению частично наследуется. Правда, до сих пор было известно только два генетических локуса, связанных со склонностью к риску.

Известно, что люди, склонные к рискованному поведению, чаще и раньше начинают курить и употреблять алкоголь, чаще превышают скорость и предпочитают поддерживать связь с множеством половых партнеров. Чтобы выявить, какие именно генетические факторы заставляют нас вести себя неразумно, исследователи провели большое исследование на выборке из почти миллиона человек.

Ученые проанализировали последовательности ДНК 431 000 добровольцев из Биобанка Соединенного Королевства (UK Biobank), и 509 000 человек из базы данных компании 23andMe. Все участники заполняли анкеты, в которых указывали, насколько они предрасположены к риску.

В результате исследователи выявили 124 независимых однонуклеотидных полиморфизма (SNP), которые оказались связаны с общей склонностью к риску. Эти SNP обнаружились в 99 генетических локусах. Кроме того, исследователи провели несколько отдельных анализов GWAS на склонность к авантюрному поведению и 4 вида рискованного поведения: употребление алкоголя, курение, превышение скорости и рискованное сексуальное поведение. Так они выявили еще 740 SNP, связанных с рискованным поведением.

Результаты отдельных GWAS во многом совпали. Например, в 46 из 99 генетических локусов, связанных с общей склонностью к риску, был как минимум один SNP, который был выявлен во время GWAS на склонность к авантюризму или одному из 4 типов рискованного поведения. При этом 72 из 124 SNP, связанных с общей склонностью к риску, оказались связаны еще и с SNP, которые «в ответе» за авантюризм и какой-то из 4 типов рискованного поведения.

Когда исследователи включили в исследование несколько десятков других фенотипов, обнаружилось, что существуют генетические связи между общей склонностью к риску и некоторыми личностными особенностями — например, экстраверсией и эмоциональной неустойчивостью. Кроме того, обнаружилась генетическая связь между склонностью к риску и психическими расстройствами: синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, биполярным расстройством и шизофренией.

Но самое интересное выяснилось, когда исследователи решили разобраться, как генетические особенности, связанные с общей склонностью к риску, влияют на биологические механизмы, отвечающие за поведение. Оказалось, что «рисковых» SNP, обнаруженных в ходе эксперимента, нет в составе генов, которые регулируют работу биологических механизмов, считавшихся ответственными за принятие рискованных решений. Так, этих SNP нет в генах, задействованных в регуляции кортизола, дофамина и серотонина, стероидных половых гормонов эстрогена и тестостерона.

Зато эти SNP оказались вовлечены в регуляцию работы нейромедиаторов глутамата, возбуждающего нервную систему, и ГАМК, тормозящего ее работу. До сих пор таких данных не было.

Во-вторых, оказалось, что гены, содержащие «рисковые» SNP, активно экспрессируются в префронтальной коре и базальных ганглиях головного мозга, связанных с системой поощрения. Судя по всему, система поощрений, которая участвует в обучении, мотивации и принятии решений (особенно в условиях риска и неопределенности), играет важную роль в регуляции рискованного поведения у людей.

Richard Karlsson Linnér et al. // Genome-wide association analyses of risk tolerance and risky behaviors in over 1 million individuals identify hundreds of loci and shared genetic influences // Nature Genetics, published 14 January 2019. DOI: 10.1038/s41588-018-0309-3