Стволовые клетки лечат инфаркт за счет воспаления

Клинические исследования пересадки стволовых клеток в поврежденные участки сердца при лечении последствий инфаркта продолжаются по сей день. На мышах показано, что одна из причин эффективности такой терапии — это вызванное стволовыми клетками локальное воспаление, приводящее к заживлению поврежденного участка. Даже мертвые стволовые клетки вызывают такой эффект.

Терапия плюрипотентными стволовыми клетками основана на предположении, что за счет их деления и дифференциации происходит восстановление поврежденной ткани. В экспериментах на мышах было показано, что при лечении инфаркта этот метод работает, но по другой причине.

Группа исследователей из США под руководством профессора Университета Цинциннати Джеффри Молкентина вводила в сердце мышей стволовые клетки и изучала их влияние на здоровое сердце и сердце после инфаркта. Стволовые клетки были живые либо убитые замораживанием-оттаиванием. В контрольной группе в сердце животным вкалывали зимозан (смесь полисахаридов дрожжевой клеточной стенки), вызывающий воспаление, или физраствор. Использовали два типа стволовых клеток: мононуклеарные клетки красного костного мозга и мезенхимальные клетки сердца. В стволовых клетках экспрессировался красный флуоресцентный белок, что позволяло отличать их от других клеток.

Введение стволовых клеток или зимозана после инфарктов в какой-то мере предотвращало снижение объема крови, выбрасываемой сердцем, то есть сердечная мышца работала эффективно. Кроме того, снижалась степень фиброза (рубцевания) сердца. Однако ученые обнаружили, что стволовых клеток не было в сердце уже через несколько недель после инъекции, они не выживали и не дифференцировались в кардиомиоциты. То есть терапевтический эффект не был связан с плюрипотентностью стволовых клеток и их способностью превращаться в клетки регенерирующей ткани. Зато введение зимозана или стволовых клеток, как живых, так и мертвых, приводило к активации макрофагов и запуску механизмов заживления ран. Из этого авторы сделали вывод, что локальное воспаление в ткани сердца стимулирует ранозаживлениe и препятствуeт фиброзу сердечной мышцы.

Эта работа, как утверждают исследователи, меняет современное представление о терапии стволовыми клетками. Для оптимизации протоколов лечения требуются дальнейшие исследования в этой области.

Vagnozzi R.J. et al // An acute immune response underlies the benefit of cardiac stem-cell therapy. // Nature, 2019; DOI:  10.1038/s41586-019-1802-2