Т-клетки пациентов с COVID-19 реагируют на различные белки вируса

Роль Т-лимфоцитов в развитии инфекции SARS-CoV-2 еще изучается. Несколько исследовательских групп показали, что у переболевших COVID-19 есть Т-клетки, которые нацелены на вирус и способствуют иммунному ответу, причем они распознают разные белки вируса. Такие Т-клетки находят и у людей, не инфицированных SARS-CoV-2, скорее всего потому, что они ранее были инфицированы другими коронавирусами.

Design_Cells | Shutterstock.com

Как правило, разработчики вакцин ориентируются на гуморальный иммунитет, то есть стремятся стимулировать В-лимфоциты вырабатывать антитела к вирусу. Но есть еще клеточный иммунитет, обеспечиваемый Т-лимфоцитами. Т-хелперы стимулируют В-клетки и другие клетки иммунной системы, Т-киллеры уничтожают зараженные клетки. Т-клеточные ответы также активируются белками вируса и могут существенно влиять на тяжесть заболевания.

Используя инструменты биоинформатики, команда во главе с Шейном Кротти и Алессандро Сетте из Института иммунологии в Ла-Хойя предсказала, какие фрагменты вирусных белков (эпитопы) вызовут самые сильные реакции Т-клеток. Затем они подвергли воздействию этих фрагментов CD8+ и CD4+ T-клетки (Т-киллеры и Т-хелперы) 10 пациентов, которые выздоровели от легких форм COVID-19. У всех пациентов были Т-хелперы, которые распознавали S белок SARS-CoV-2, позволяющий вирусу проникать в человеческую клетку, а также Т-хелперы, реагирующие на другие белки SARS-CoV-2, в том числе N и М. Исследователи также обнаружили вирус-специфические Т-киллеры у 7 из 10 человек. Т-клеточный ответ коррелировал с титром антител. По мнению авторов исследования, статью которых опубликовал Cell, созданные ими наборы эпитопов могут быть полезным инструментом для изучения Т-клеточного ответа при COVID-19.

Интересно, что Т-хелперы, распознающие SARS-CoV-2, присутствовали в 40–60% образцов крови, собранных с 2015 по 2018 год, задолго до начала нынешней пандемии. По-видимому, эти клетки были «обучены» реагировать на сходные с белками SARS-CoV-2 белки одного из четырех коронавирусов человека, вызывающих простуду. Это вселяет надежду и объясняет, почему многие люди переносят коронавирусную инфекцию легко. Во время пандемии гриппа H1N1 2009 года у людей с Т-клеточным иммунитетом, нацеленным на консервативные участки вируса, сходные с вирусами других сезонов, болезнь протекала легче.

Аналогичные результаты представили в препринте на medRxiv исследователи из клиники Шарите в Берлине. Они также идентифицировали Т-хелперы, нацеленные на S белок, у 15 из 18 пациентов, госпитализированных с COVID-19. Кроме того, они проанализировали кровь 68 серонегативных людей (без антител к коронавирусу) и обнаружили, что 34% имеют Т-хелперы, распознающие SARS-CoV-2. Антитела к «простудным» коронавирусам нашли у всех 68, независимо от наличия S-реактивных T-клеток. (Подробнее на PCR.news.)

Тем не менее пока не продемонстрировано в прямом эксперименте, что люди с перекрестной реактивностью, ранее перенесшие сезонные коронавирусные инфекции, легче переносят COVID-19. Очевидно, что надо продолжать изучение Т-клеточного ответа на SARS-CoV-2.

Полученные результаты могут помочь в создании более качественных вакцин. Пока неясно, как долго сохраняется иммунитет у переболевших COVID-19, однако то, что показан сильный Т-клеточный ответ на SARS-CoV-2, позволяет предположить развитие долгосрочного защитного иммунитета.

Шейн Кротти из Отдела по открытию вакцин в Институте иммунологии Ла-Хойя, один из ведущих авторов работы, опубликованной в Cell, отмечает, что противовирусная вакцина, чтобы вызывать продукцию антител, должна стимулировать Т-хелперы. «Это воодушевляет, что мы наблюдаем эти результаты важны для разработчиков вакцин еще в одном отношении, говорит молекулярный вирусолог Рэйчел Грэм из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Большинство вакцин вызывают иммунный ответ против S-белка, но группа из Ла-Хойя показала, что Т-клетки реагируют на несколько вирусных белков. Возможно, вакцины, которые воздействуют на иммунную систему с помощью этих белков, окажутся более эффективными. «Важно не концентрироваться на единственном белке», — говорит Грэм.

Alba Grifoni, et al. // Targets of T cell responses to SARS-CoV-2 coronavirus in humans with COVID-19 disease and unexposed individuals. // Cell, 2020, DOI: 10.1016/j.cell.2020.05.015