Тела умерших от COVID-19 могут быть источником инфекции

Немецкие ученые впервые показали, что способный к репликации SARS-CoV-2 сохраняется в теле пациента в течение 35 часов после его смерти.

NIH | flickr.com

Ученые из Университетской клиники Гамбург-Эппендорф искали ответ на вопрос, сохраняется ли коронавирус SARS-CoV-2 в теле умерших от COVID-19 пациентов и, соответственно, могут ли тела умерших быть заразными для тех, кто имеет с ними дело. Короткое сообщение с результатами их работы опубликовано в журнале Emerging Infectious Diseases.

В ходе аутопсии исследователи взяли назофарингеальные мазки от 79 умерших пациентов с подтвержденной ПЦР-тестом коронавирусной инфекцией. Для 10 пациентов сравнили результаты прижизненных (медианное время взятия — 6 дней до смерти) и посмертных ПЦР-тестов, при этом не обнаружили влияния события смерти на нагрузку вирусной РНК. Корреляции между посмертным интервалом (этот показатель ученые определяют как время между смертью и охлаждением тела до 4°C) и вирусной нагрузкой для 79 тел обнаружено не было.

Для изучения стабильности РНК SARS-CoV-2 после смерти у 11 умерших брали мазки из глотки через определенные интервалы в течение 7 дней (168 часов). Как пишут авторы, в течение всего этого времени в пробах из глотки методом ПЦР определялась вирусная РНК, причем ее нагрузка не снижалась. Вирус, способный к репликации, ученые выделили из мазков из горла четырех пациентов через 35 часов после смерти.

Эти данные говорят о потенциально высокой заразности тел пациентов, умерших от COVID-19. «Это нужно учитывать при обращении с умершими, проявляя при этом профессионализм и ответственность», — подчеркивают авторы. Принципы такой работы приведены в методических рекомендациях ВОЗ.

Авторы отмечают, что работа проведена на ограниченном числе пациентов с прижизненной высокой вирусной нагрузкой и тяжелой иммуносупрессией. Исследование стоит расширить, охватив большее количество пациентов, в том числе тех, у кого прижизненная вирусная нагрузка была более низкой.

Fabian Heinrich, et al. // Postmortem Stability of SARS-CoV-2 in Nasopharyngeal Mucosa. // Emerging Infectious Diseases Volume 27, Number 1—January 2021, Original Publication Date: December 16, 2020; DOI: 10.3201/eid2701.203112