Транскраниальная стимуляция мозга в домашних условиях снижает симптомы депрессии
Эффективность транскраниальной стимуляции постоянным током (tDCS) давно обсуждается научным сообществом. Авторы статьи в Nature Medicine сообщают, что 10-недельный курс tDCS на дому оказывает лечебный эффект при депрессии, резистентной к лекарствам и психотерапии. В исследовании участвовало более 170 человек, ремиссии достигли 44,9 % пациентов в экспериментальной группе и 21,8 % — в контрольной группе, носившей гарнитуру, но не получавшей стимуляции.

Журнал Nature Medicine опубликовал результаты клинического исследования транскраниальной (с помощью электродов, наложенных на кожу головы) стимуляции мозга при большом депрессивном расстройстве.
Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) в последние десятилетия становится популярной биохакерской технологией наряду с транскраниальной магнитной стимуляцией. Устройства для ТЭС и ТМС можно найти на маркетплейсах, их поставщики обещают огромную пользу для здоровья, от «комплексного восстановления организма» и повышения иммунитета до интенсификации умственной деятельности. Что касается проверки в контролируемых условиях, есть ограниченные подтверждения смягчения симптомов болезни Альцгеймера и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. По лечению депрессии результаты противоречивые.
Например, было проведено три рандомизированных контролируемых исследования tDCS на дому при большом депрессивном расстройстве, и они не обнаружили существенных эффектов по сравнению с контрольной группой, получавшей фиктивную стимуляцию [1,2,3]. Отрицательным был и результат исследования с участием 160 человек, которые проходили процедуру в больницах, а не дома. В то же время в прошлом году были опубликованы результаты метаанализа, включавшего данные 576 участников опытных и контрольных групп; исследование обнаружило эффект продолжительных курсов (6-10 недель).
Группа ученых из исследовательских центров Великобритании и США изучала клиническую эффективность и безопасность tDCS для терапии клинической депрессии в ходе многоцентрового плацебо-контролируемого рандомизированного исследования Спонсор — компания Flow Neuroscience, производящая аппараты для tDCS.
Для проведения tDCS электроды накладывают на кожу головы, на них подается слабый (0,5–2 мА) постоянный ток. Предполагается, что анодная стимуляция способствует деполяризации и повышает возбудимость нейронов при участии NMDA-рецепторов (по крайней мере, их антагонисты блокируют эффект); при катодной стимуляции происходит гиперполяризация и снижение возбудимости. Для лечения депрессии анод обычно размещают над левой дорсолатеральной префронтальной корой, а катод над правой, в подглазничной или лобно-височной области). Дорсолатеральная префронтальная кора, участвующая в принятии решений, часто менее активна при депрессивных состояниях.
Продолжительность курса терапии tDCS в рамках исследования составила 10 недель. В первые три недели стимуляция проводилась по 30 минут пять раз в неделю, затем три раза в неделю. За процедурой наблюдали в режиме видеоконференции. Пациенты из группы фиктивной терапии (плацебо) проходили имитированные сеансы стимуляции с такими же гарнитурами, как участники из экспериментальной группы.
Всего в проекте приняли участие 174 человека из Великобритании и США с клинической депрессией (69 % женщин, средний возраст 37,6 года), набравшие не менее 16 баллов по шкале Гамильтона (HDRS). Как минимум шесть недель до включения в проект 32,8 % участников не получали никакого лечения, 14,9 % посещали психотерапевта, 62,6 % принимали антидепрессанты, причем 10,3 % совмещали прием лекарств и психотерапию. Почти 63 % пациентов страдали от депрессии, резистентной к лечению, но из исследования были исключены участники, резистентные к двум и более препаратам. Испытуемых случайным образом распределили в группы активной и фиктивной терапии в соотношении 1:1.
К концу 10-недельного курса в группе активного лечения tDCS показатель депрессии по шкале Гамильтона в среднем снизился на 9,41 балла, а в группе фиктивной терапии на 7,14 балла. Клинический ответ на терапию (снижение балла не менее чем на 50% от исходного) в группе активного лечения tDCS был отмечен у 58,3 %, а в группе фиктивной терапии — только у 37,8 % (OR=2,31); ремиссия (уменьшение симптомов до значений балла, соответствующих норме) — соответственно, у 44,9 % и 21,8 % (OR=2,93).
Сходные результаты были получены при оценке депрессии по шкале Монтгомери-Асберга (MADRS) и при самостоятельной оценке пациентами своего состояния по шкале самоотчета MADRS (MADRS-s). Не было выявлено существенных различий между группами при оценке тревожности по шкале Гамильтона (HAM-A). Незначительная, но статистически значимая разница обнаружилась при оценке состояния участников проекта по шкале мании Янга (YMRS). Также не было выявлено разницы между группами в ходе проведения нейропсихологических тестов: теста слухоречевой памяти Рея (RAVLT) и теста на сопоставление символьно-цифровых модальностей (SDMT).
Среди побочных эффектов, по которым была зафиксирована статистически значимая разница между группами, — покраснение кожи головы (63,5 % в группе активной терапии и 18,5 % в группе фиктивной), раздражение кожи (6,9 % только в группе активной терапии) и проблемы с концентрацией внимания (14,1 % и 3,7 %, соответственно). У двух участников из группы активной терапии были зарегистрированы жалобы на «ожоги», причиной могло быть недостаточное увлажнение губки на электроде.
В конце исследования участников спросили, в активную или фиктивную группу они входят, по их мнению. Предположение о том, что они получали tDCS, высказали 77,6 % участников из группы активной и 59,3 % — из группы фиктивной терапии; получавшие активную терапию чаще были уверены в ответе.
Таким образом, в данном исследовании удалось обнаружить улучшение состояния пациентов с депрессией на фоне tDCS, особенно в случаях рецидивов клинической депрессии и у людей с первым эпизодом заболевания.
Это исследование отличается от других значительной продолжительностью курса и дизайном, исключающим визиты в клинику, отмечается в комментарии Nature. Франк Падберг, психиатр из Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене, руководитель одного из исследований, где эффективность tDCS не была показана, говорит, что важны и положительные, и отрицательные результаты. Три десятилетия назад нельзя было представить, что эта стимуляция как-то влияет на мозг, но теперь он «почти уверен», что метод однажды доберется до клиники, добавляет Падберг. Однако остается неясным, почему tDCS помогает не всем пациентам. Было бы интересно совместить ее действие с визуализацией активности мозга, отмечают комментаторы.
Экспрессия эндогенных ретровирусов связана с психическими расстройствами
Источник
Woodham R.D., et al. Home-based transcranial direct current stimulation treatment for major depressive disorder: a fully remote phase 2 randomized sham-controlled trial // Nature Medicine. 21 October 2024. DOI: 10.1038/s41591-024-03305-y