Трансплантация предшественников нейронов в спинной мозг при БАС оказалась безопасной

Американские исследователи провели клинические испытания I/IIa фазы трансплантации инженерных нейральных клеток-предшественников, секретирующих ростовой фактор GDNF, в спинной мозг 18 пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС). Метод оказался безопасным, но процессы нейродегенерации затормозить пока не удается: мышечная сила у испытуемых заметно не увеличивалась, и большинство из них умерло из-за прогрессирования заболевания.

Credit: 123rf.com

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся гибелью моторных нейронов в головном и спинном мозге, в результате чего нарушается работа мышц (вплоть до атрофии и паралича). Больные умирают в среднем в течение 3–5 лет после постановки диагноза от паралича дыхательных мышц.

Выживанию многих типов нейронов способствует ростовой фактор GDNF. Но сам белок не может пересечь гематоэнцефалический барьер, поэтому ученые решили перепрограммировать стволовые клетки так, чтобы они экспрессировали этот белок, и ввести их в спинной мозг пациентов с БАС.

В исследованиях на животных моделях такие клетки в спинном мозге дифференцировались в астроциты, защищали спинальные моторные нейроны и были безопасны: ученые провели тесты на токсичность и онкогенность. Однако такая терапия не замедлила прогрессирование заболевания и не увеличило выживаемость. Кроме того, у крыс, которым вводили клетки-предшественники, гистологический анализ обнаружил в месте инъекции невриномы — доброкачественные опухоли, включающие шванновские клетки.

Затем в рамках клинических испытаний фазы I/IIa ученые США односторонне трансплантировали донорские клетки-предшественники нейронов и астроцитов, трансдуцированные GDNF, в поясничный отдел спинного мозга 18 пациентов с БАС. Половине участников ввели 10 доз по двести тысяч клеток, другой половине столько же доз по пятьсот тысяч клеток. Односторонняя трансплантация нужна была затем, чтобы впоследствии сравнить подвижность одной стороны тела (на которую должна была подействовать трансплантация) с противоположной. Трансплантат вводили в переходную зону спинного мозга с расчетом, что клетки мигрируют в передние рога.

За год наблюдений ученые убедились, что серьезных побочных эффектов трансплантация не вызывает. Все участники принимали иммуносупрессивные препараты от нескольких месяцев до года после трансплантации, чтобы избежать неприятных осложнений. Однако об ее эффективности говорить пока рано: процессы нейродегенерации, вероятно, не затормозились. Тринадцать участников умерло от прогрессирования заболевания в течение 3,5 лет. Посмертный анализ их тканей показал, что трансплантат прижился и производил GDNF. Однако только в двух случаях трансплантат достиг целевой точки — передних рогов спинного мозга.

«Мы смогли показать, что инженерные стволовые клетки можно безопасно трансплантировать в спинной мозг человека. И после однократного лечения эти клетки могут выживать и производить важный белок, защищающий двигательные нейроны, течение более чем трех лет» — прокомментировал старший автор работы Клайв Свендсен, профессор биомедицинских наук и медицины и исполнительный директор Института регенеративной медицины Медицинского центра Седарс-Синай.

Baloh R. et al. Transplantation of human neural progenitor cells secreting GDNF into the spinal cord of patients with ALS: a phase 1/2a trial // Nature Medicine, published September 5, 2022. DOI: 10.1038/s41591-022-01956-3