Треть жителей средневековой Европы страдала от глистов

Как показали микроскопическое исследование и ДНК-анализ археологических образцов, собранных в четырех европейских странах, в Средние века примерно каждый третий европеец страдал от гельминтоза. Наиболее распространенными были аскаридозы и трихоцефалезы.

Места сбора образцов и микрофотографии яиц гельминтов

PLoS Neglected Tropical Diseases, 2020; DOI:  10.1371/journal.pntd.0008600 | CC 4.0

Международная группа ученых из Великобритании, Германии и Чехии обнаружила, что глистами была заражена треть средневековой Европы. Самыми «популярными» гельминтами были круглые черви — аскариды и власоглавы.

Яйца гельминтов устойчивы к разрушительному действию времени. По морфологическим признакам их можно диагностировать методом микроскопии до рода, а при помощи ДНК-диагностики — до вида. Их находят в брюшных областях мумифицированных тел и скелетов, а также в ямах для отходов.

Метод исследования ДНК древних гельминтов ученые Оксфордского университета используют уже давно. Генетический материал паразитов хорошо сохраняется в жесткой оболочке их яиц. Яйца выделяют в ходе микроскопического исследования, потом ДНК из них экстрагируют, секвенируют и сравнивают полученный результат с референсными последовательностями.

В ходе исследования было проанализировано 589 одиночных захоронений с семи средневековых кладбищ (680-1700 гг.), расположенных в Великобритании, Германии и Чехии. Образцы брали только из тазовой области останков тел. В качестве контрольных использовали образцы почв на той же глубине — на тех же кладбищах и вне их (ни в одном из контролей не обнаружили ни яиц гельминтов, ни их ДНК).

Исследователи оценивали не распространенность инфекции, которую обычно рассчитывают для живых людей, а распространенность зараженных захоронений, то есть долю останков, в которых были обнаружены яйца гельминтов. Полученные результаты сравнивали с данными по заражению гельминтами для нынешних эндемичных по этим паразитам регионов (захоронения 1973–2010 гг.).

При микроскопическом анализе были выявлены яйца гельминтов двух родов нематод — Trichuris (власоглавы) и Ascaris (аскариды), и двух родов цестод — Taenia (цепни) и Diphyllobothrium (лентецы). Больше всего было обнаружено яиц нематод — аскарид (25,1% захоронений) и власоглавов (8,5% захоронений), других гельминтов было намного меньше и не во всех обследованных объектах.

Коинфекция двумя и более паразитами наблюдалась в 6,4% случаев (38 проб из 589). Чаще всего аскариды соседствовали с власоглавами (3,9% объектов), реже — аскарид находили в комплекте с цепнями.

Значимой разницы между показателями зараженности гельминтозом у мужчин и женщин не обнаружено. А вот некоторые зависимости от возраста выявить удалось. Реже всего аскариды обнаруживались у малышей до 5 лет, а самой зараженной категорией оказались дети от 6 до 18 лет. В большинстве захоронений зависимости заражения власоглавами от возраста не выявлено.

Частота обнаружения цестод увеличивалась с возрастом, что позволяет предположить накопительный характер инфекции. Цепни и лентецы нередко попадают в организм с плохо прожаренным мясом или рыбой, поэтому вероятность заражения тем больше, чем старше человек.

По мнению авторов, показатель зараженности населения гельминтами, который можно примерно оценить по полученным данным, занижен из-за разрушения яиц со временем. То есть, скорее всего, доля зараженных людей была еще выше. Такая распространенность гельминтозов объясняется активной урбанизацей на фоне крайне низкой гигиены, а также повсеместного использования «ночного золота» (то есть человеческих продуктов жизнедеятельности) для удобрения сельскохозяйственных культур.

Сегодня заражение круглыми червями в Европе встречается довольно редко и обычно связано с путешествиями. Но во многих странах мира аскаридоз и трихоцефалез являются эндемичными инфекциями и представляют большую проблему для населения и здравоохранения этих государств.

Исследования в области археологической гельминтологии дают возможность понять, каким образом люди, жившие задолго до нас, справились с проблемой гельминтозов. Следует подчеркнуть: распространенность гельминтозов в Европе сократилась до неэндемичного уровня еще до того, как были разработаны первые противогельминтные лекарства. По мнению ученых, это произошло благодаря распространению гигиенических и санитарных норм, а также изменению методов ведения сельского хозяйства. А это значит, что и в наше время подобные подходы будут эффективными в странах, где гельминтозы до сих пор распространены.

Flammer PG, et al. // Epidemiological insights from a large-scale investigation of intestinal helminths in Medieval Europe. // PLoS Neglected Tropical Diseases, 2020; 14 (8): e0008600. DOI:  10.1371/journal.pntd.0008600