У летучих мышей с монокультурных банановых плантаций снижается разнообразие микробиоты

Исследователи из Ульмского университета (Германия) показали, что у землеройковидных листоносов Glossophaga soricina, питающихся на монокультурных банановых плантациях, уменьшается разнообразие микробиоты по сравнению с летучими мышами, живущими в лесу. При этом у листоносов с органических плантаций снижения биоразнообразия микробиоты не происходит. По мнению авторов, органическое сельское хозяйство может помочь сохранить здоровье дикой фауны.

Julian Schneider | Пресс-релиз

Человек изменяет местообитания в ходе ведения сельского хозяйства, и это представляет собой серьезную угрозу биологическому разнообразию. Если эффект полного уничтожения местообитаний описан достаточно хорошо, то как влияет изменение среды на животных, вынужденных приспосабливаться к новым условиям, изучено меньше. Исследователи из Ульмского университета (Германия) показали, что питание на монокультурных банановых плантациях приводит к снижению разнообразия кишечной микробиоты у летучих мышей.

Монокультурные плантации целиком состоят из основной культивируемой культуры. Органические плантации, хотя и представлены большей частью основной культурой, включают в себя также другие культивируемые растения и несельскохозяйственные виды, характерные для данного региона.

Ученые проанализировали 196 землеройковидных листоносов (Glossophaga soricina), отловленных на монокультурных и органических плантациях, а также в лесах. Для каждой особи вычисляли отношение массы тела к длине предплечья. Кишечную микробиоту анализировали при помощи секвенирования 16S рРНК.

Доминирующим бактериальным семейством всегда было Enterobacteriaceae, особенно многочисленное среди летучих мышей, питающихся на монокультурных плантациях. У летучих мышей с органических плантаций и из естественных лесов доминирование Enterobacteriaceae было выраженно меньше.

Анализ результатов секвенирования показал значительное снижение альфа-разнообразия (разнообразия биоты у каждой конкретной особи) у листоносов с монокультурных плантаций. У мышей с органических плантаций и из лесов встречается большее количество различных бактериальных таксонов, включая семейства с малой численностью. При этом микробиота летучих мышей с органических плантаций и из лесов (бета-разнообразие) была более схожа между особями. Ученые также отмечают, что часть вариаций в результатах объяснялась глубиной секвенирования и годом сбора образцов.

Особи с плантаций в среднем были тяжелее и больше своих собратьев из лесов. При этом семейства бактерий, которые в результате анализа были ассоциированы с повышенной массой тела, были более многочисленны у мышей из лесов несмотря на то, что они в целом были легче. Авторы полагают, что такие бактерии помогают с накоплением жира у летучих мышей с менее надежными источниками пищи. Листоносы с плантаций, еда которых всегда доступна, менее полагаются на подобные бактерии.

Пока неясно, как влияет изменение состава микробиома кишечника у летучих мышей с монокультурных плантации на их здоровье. Тем не менее, по мнению ученых, данное исследование демонстрирует важность ответственного подхода к сельскому хозяйству. Органическое сельское хозяйство может помочь сохранить биоразнообразие и здоровье дикой фауны.

Alpízar P., et al. Agricultural Fast Food: Bats Feeding in Banana Monocultures Are Heavier but Have Less Diverse Gut Microbiota // Frontiers in Ecology and Evolution, Published September 23, 2021, DOI: 10.3389/fevo.2021.746783