У неандертальцев и денисовцев были современные группы крови

Ученые впервые определили группы крови неандертальцев и денисовцев, анализируя их геномы. Они обнаружили у древних людей группы крови А(II), B(III) и 0(I) и показали, что изменчивость по этому признаку сформировалась еще в Африке. Кроме того, они получили интересные факты о предположительной связи неандертальцев с аборигенами Австралии и Океании и о репродуктивных сложностях неандертальцев.

Результаты анализа групп крови неандертальцев по системе Rh и возможные пути географического распространения неандертальского аллеля, зарегистрированного у современных людей.

Credit: Stéphane Mazières (photos: Douka et al. / Mafessoni et al. / Prüfer et al. / Green et al.) | Пресс-релиз

До сих пор при прочтении древних геномов ученые не обращали внимания на гены, отвечающие за группы крови, и никогда специально не исследовали группы крови неандертальцев и денисовцев. В то же время группы крови системы АВ0 исторически были первыми фенотипическими маркерами, по которым антропологи прослеживали происхождение, миграции и смешение популяций. Эти работы легли в основу популяционной генетики еще до появления генетических методов.

В новом исследовании французские специалисты из Национального центра научных исследований (CNRS), Университета Экс-Марсель и Французского ведомства по крови (French Blood Establishment, EFS) с коллегами из Великобритании и Китая впервые определили группы крови у трех неандертальцев и одного денисовца. Результаты опубликованы в PLOS ONE.

Ученые выбрали наиболее качественные геномы, секвенированные с высоким покрытием: денисовца (Денисова 3) и неандертальцев из Денисовой пещеры (Денисова 5), из Чагырской пещеры (Чагырская 8) и из пещеры Виндия в Хорватии (Виндия 33.19). Все индивиды были женского пола и жили в период от 130 до 45 тысяч лет назад.

По данным Международного общества переливания крови (ISBT), существует более 380 групп крови, объединенных в 40 систем. Авторы работы сосредоточились на семи системах, которые имеют значение в трансфузиологии: AB0, Rh (Rhesus), Kell, Duffy, Kidd, MNS, Diego. В геномах неандертальцев и денисовца они исследовали аллели генов, которые отвечают за группы крови в этих системах: AB0, FUT1 и FUT2 для AB0; RHD и RHCE для Rh, KEL и XK для Kell; ACKR1 для Duffy; SLC14A1 для Kidd; GYPB для MNS и SLC4A1 для Diego.

При классификации по наиболее известной системе AB0 оказалось, что два алтайских неандертальца — из Денисовой и Чагырской пещер — несли группу крови А1 (цифра указывает на подтип гемагглютиногена А на поверхности эритроцита), или A(II) по понятной нам терминологии. У европейского неандертальца из пещеры Виндия обнаружилась группа крови В(III). У денисовца — группа крови 01, то есть 0(I). Таким образом, древние виды людей в верхнем палеолите уже обладали полным диапазоном изменчивости по этому признаку и несли основные группы крови, характерные для современных людей. Очевидно, все варианты групп крови сформировались еще в Африке — прародине всех видов рода Homo. Отбор по соответствующим генам авторы связывают с приобретением устойчивости к некоторым инфекционным заболеваниям, в частности, к желудочно-кишечным инфекциям.

По аллелям других систем групп крови ученые описали в древних геномах полиморфизм, который согласуется с африканским происхождением неандертальцев и денисовцев, появившихся в Евразии до выхода из Африки современных людей.

Интересный факт обнаружился при анализе системы крови Rh (резус-фактор). У неандертальцев присутствовал связанный с этой системой аллель, который в современной популяции был найден лишь у одного австралийского аборигена и одного папуаса Новой Гвинеи. Моделирование показало, что этот аллель, вероятно, был заимствован при метисации с неандертальцами. Это поднимает вопрос о том, какую связь могли иметь неандертальцы с Австралией и Океанией: может ли этот аллель быть свидетельством ранней метисации современных людей с ненандертальцами и имела ли место ранняя волна выхода современного человека из Африки, которая привела его в Австралию и Океанию.

Исследование позволило сделать некоторые выводы и о демографических особенностях древних видов людей. Известно, что популяции неандертальцев не были многочисленными и не обладали высоким генетическим разнообразием. Исследование аллелей групп крови это подтверждает. Вместе с тем, особенности неандертальских аллелей системы Rh говорят о том, что у них могла часто возникать несовместимость плода с материнским резус-фактором, приводящая к гемолитической болезни плода. Возможно, это препятствовало репродуктивному успеху неандертальцев и было причиной их «демографической хрупкости». В сочетании с инбридингом и конкуренцией с Homo sapiens это обстоятельство могло способствовать вымиранию неандертальцев.

Silvana Condemi, Steґphane Mazières, Pierre Faux et al. // Blood groups of Neandertals and Denisova Decrypted. // PLOS ONE 16(7): e0254175; DOI: 10.1371/journal.pone.0254175