У пациентов с COVID-19 появляются антитела к собственным белкам

Ученые из США применили собственную платформу для скрининга антител пациентов с COVID-19 к 2 770 внеклеточным и секретируемым белкам человека. Выяснилось, что у больных повышается уровень антител, блокирующих активность иммуномодуляторных белков. Эксперименты на мышах показали, что наличие таких антител в крови приводит к более тяжелому протеканию заболевания.

Sebastian Kaulitzki | 123rf.com

Один из важных классов аутоантител — антитела, нацеленные на внеклеточные и секретируемые белки (экзопротеом). Такие аутоантитела могут нарушать внутриклеточный сигналинг иммунных клеток или целенаправленно уничтожать клеточные популяции. Ученые из США провели скрининг реактивности сыворотки крови больных COVID-19 против экзопротеома человека, чтобы идентифицировать потенциально опасные аутоантитела.

Исследователи применили собственную систему для скрининга аутореактивных антител — REAP (Rapid Extracellular Antigen Profiling, быстрое профилирование внеклеточных антигенов). Платформа REAP работает следующим образом: материал пациента инкубируют с дрожжевыми клетками, экспонирующими на поверхности 2 770 рекомбинантных внеклеточных белков человека, причем каждому белку соответствует свой баркод. Клетки, с которыми связываются антитела, выделяют с помощью магнитных частиц и после секвенирования баркодов получают данные о том, каким антитела присутствовали в крови пациента.

Исследователи использовали REAP для скрининга образцов от 172 пациентов с различной тяжестью заболевания и 22 медицинских работников с легкой или бессимптомной инфекцией. В качестве контролей использовали образцы от здоровых медицинских работников. Ученые обнаружили, что образцы от пациентов с тяжелой формой заболевания кластеризуются по уровню аутоантител против интерферонов I типа. Менее выражена кластеризация по уровням антител против цитокинов, хемокинов и интерферонов III типа, IFN-λ2 и IFN-λ3.

Чтобы изучить влияние аутоантител на протекание заболевания in vivo, ученые ввели антитела против IFN-I, IL-1β, IL-21R и GM-CSF генетически модифицированным мышам, экспрессирующим человеческий вариант гена ACE2 под кератиновым промотором (K18-hACE2). Выяснилось, что мыши стали более восприимчивы к инфекции SARS-CoV-2, они теряли больше веса во время болезни; также возросла вероятность летального исхода.

Авторы статьи делают вывод, что аутоантитела против сигнальных белков иммунной системы связаны с более тяжелым протеканием COVID-19.

Источник: Wang, E. Y., et al. // Diverse Functional Autoantibodies in Patients with COVID-19 // Nature (2021), DOI: 10.1038/s41586-021-03631-y