Ученые получили антитела к коронавирусу из крови лам

Наноантитело VHH-72 к S-белку SARS-CoV, выделенное из крови иммунизированных лам, успешно распознает S-белок нового коронавируса SARS-CoV-2. Химерный бивалентный вариант антитела VHH-72-Fc проявляет нейтрализующую активность по отношению к псевдовирусам SARS-CoV и SARS-CoV-2 в культурах клеток.

Лама по имени Winter (на переднем плане), принимавшая участие в исследовании, и ее друзья.

Credit: Tim Coppens

Согласно работе, которая будет опубликована в журнале Cell, нейтрализующие антитела к бетакоронавирусам, вырабатываемые ламами, могут помочь в лечении COVID-19.

S-белок — главный инструмент коронавируса для проникновения в клетку человека. Соответственно, если его нейтрализовать (например, связать антителом), то вирус не сможет проникать в клетки и размножаться.

Особенность лам в том, что в ответ на антиген они вырабатывают два типа антител: одни похожи на человеческие, а другие в несколько раз меньше — это так называемые однодоменные антитела (VHH) или наноантитела. Последние настолько малы, что их можно распылять или использовать в ингаляторе.

Изначальной целью ученых было получение VHH, которые смогут эффективно нейтрализовать бетакоронавирусы MERS-CoV и SARS-CoV. Ламам вводили S-белки этих вирусов подкожно, выделяли из образцов крови антитела и изучали их структуру и свойства. Одно из антител, VHH-72, успешно нейтрализовало лентивирусные частицы, псевдотипированные S-белком SARS-CoV, распознавая высококонсервативную аминокислотную последовательность в рецептор-связывающем домене (RBD) S-белка.

Известно, что S-белки коронавирусов SARS-CoV и SARS-CoV-2 гомологичны. Поэтому ученые решили проверить, будет ли VHH-72 эффективен против нового коронавируса. В ходе экспериментов с псевдотипированными частицами вируса везикулярного стоматита (VSV) выяснилось, что VHH-72 обладает выcокой аффинностью к RBD SARS-CoV-2, однако не проявляет нейтрализующей активности. Тогда ученые сконструировали бивалентный вариант VHH-72 — химерное антитело, содержащее VHH-72 и Fc-домен человеческого IgG1 (VHH-72-Fc).

На культурах клеток авторы показали, что что VHH-72-Fc способно эффективно нейтрализовать VSV, псевдотипированный S-белком как SARS-CoV, так и SARS-CoV-2.

Ученые планируют в скором времени начать доклинические испытания VHH-72-Fc и наноантител к SARS-CoV и MERS. VHH обладают не только хорошей нейтрализующей способностью, но и благоприятными биофизическими свойствами — например, термо- и хемостабильностью. Авторы надеются, что VHH послужат основой для лекарственных препаратов.

Daniel Wrapp, et al. // Structural Basis for Potent Neutralization of Betacoronaviruses by Single-domain Camelid Antibodies. // Cell, 5 May 2020; DOI: 10.1016/j.cell.2020.04.031