Вакцинация матери против вируса Зика защищает плод от инфицирования

Ученые из Техаса продемонстрировали на мышиной модели, что повышенная разовая доза вакцины от вируса Зика способна защитить не только материнский организм, но и развивающийся плод.

Credit:
adriaticfoto | Shutterstock.com

Вирус Зика у взрослых людей в большинстве случаев вызывает сравнительно легко протекающую инфекцию, однако заражение этим вирусом ассоциировано с синдромом Гийена – Барре. Если же инфицирована беременная женщина, это может привести к тяжелым патологиям развивающегося плода, в частности, к микроцефалии. Каждый седьмой ребенок, родившийся от инфицированной матери, страдает от тех или иных патологий развития.

Эксперименты, проведенные на беременных мышах, продемонстрировали, как вакцинирование матери способно защитить ее потомство от патологий развития, вызываемых вирусом Зика. Исследователи из Техасского университета разработали живую аттенуированную вакцину 3ʹUTR-∆10-LAV. Как отмечают авторы, эта вакцина, в отличие от иных существующих вариантов, обеспечивает продолжительный эффект после однократной иммунизации, а кроме того, имеет превосходных профиль безопасности.

В новом исследовании авторы подтвердили, что вакцинация 3ʹUTR-∆10-LAV безопасна как для беременной самки, так и для потомства: вакцинация мыши на различных сроках беременности не приводила к негативным последствиям, позволяя плоду нормально сформироваться. Ученые также показали, что однократная вакцинация дает полноценную защиту против инфекции и предотвращает внутриутробную передачу вируса. Защита плода обеспечивается нейтрализующими антителами, которые вырабатываются в материнском организме в ответ на вакцинацию и передаются от матери к плоду.

Сразу после наступления беременности подопытным самкам мышей вводили 3ʹUTR-∆10-LAV либо вирус дикого типа. Спустя 18 суток после наступления беременности анализировали развитие плода, присутствие вируса в различных частях организма, а также титр нейтрализующих антител. При заражении мышей вирусом дикого типа в 54% случаев наблюдалась резорбция плода, а развившиеся эмбрионы имели вес меньше нормы. В случае введения вакцины отклонений в развитии плода не отмечалось.

После выведения вирусного инфекционного агента из организма проводили qRT-PCR для поиска вирусной РНК. РНК вакцины не детектировалась, в отличие от вируса дикого типа — его РНК всегда присутствовала в плаценте, хотя и не проникала в сам плод. Кроме того, как в организме матери, так и в теле плода присутствовал высокий титр нейтрализующих антител для обоих вариантов вируса. Это позволяет предположить, что антитела, передающиеся от вакцинированной матери к плоду, способны защитить последний от инфицирования. Схожая картина была получена и при введении вакцины на более поздних сроках беременности, когда плацента уже сформирована.

В следующей серии экспериментов беременным мышам вводили 3ʹUTR-∆10-LAV и после этого инфицировали их распространенным в Пуэрто-Рико штаммом вируса PRVABC59. Защита сработала успешно: в организме вакцинированных мышей не обнаруживалось вирусных частиц, в отличие от невакцинированного контроля. Более того, мышата, родившиеся от вакцинированных самок, обладали иммунитетом к вирусу Зика и выживали при введении им дикого штамма, а в контрольной группе такого не наблюдалось. Ученые отмечают, что у беременных мышей снижен Т-клеточный ответ, поэтому для эффективной иммунизации требовалась повышенная доза вакцины.

Конечно, использовать результаты, полученные на мышиной модели, для разработки стратегий иммунизации беременных женщин следует с осторожностью из-за фундаментальных различий в биологии беременности мышей и людей, тем не менее эти результаты можно назвать многообещающими.

Источник

Chao Shan et al. // Maternal vaccination and protective immunity against Zika virus vertical transmission // Nature Communications, 2019, 10, 5677; DOI:  10.1038/s41467-019-13589-1

Добавить в избранное