Вакцинация от COVID-19 не повышает риск редких неврологических событий

Новое исследование с участием более восьми миллионов человек не обнаружило повышенного риска развития редких неврологических расстройств после вакцинации от COVID-19. В то же время повышенный риск паралича Белла, энцефаломиелита и синдрома Гийена — Барре наблюдается после инфекции COVID-19.

Credit:
123rf.com

Во время пандемии COVID-19 мРНК-вакцины хорошо зарекомендовали себя. Для подобных вакцин находят все больше применений, и изучение их безопасности — крайне важная задача.

После того, как стало известно, что у некоторых людей развился синдром Гийена —Барре после вакцин от Oxford-AstraZeneca и Johnson & Johnson, Европейское агентство лекарственных средств включило синдром в список редких побочных эффектов этих вакцин. Этот синдром также ассоциировали с мРНК-вакцинами у нескольких человек. Однако результаты исследований влияния вакцинации от коронавируса на риск развития синдрома Гийена — Барре и других неврологических расстройств были неоднозначными.

Авторы новой работы, опубликованной в BMJ, проанализировали данные двух крупных электронных баз Великобритании и Испании. В совокупности в исследование включили 8,3 миллиона человек, получивших как минимум одну дозу вакцины от Oxford-AstraZeneca, Pfizer-BioNTech, Moderna или Johnson & Johnson и 736 тысяч непривитый людей с положительным результатом теста на COVID-19. Все участники исследования были старше 18 лет. Также проанализировали данные еще 14,3 миллиона человек, собранные до пандемии.

Исследовали риск развития четырех расстройств: паралича Белла, энцефаломиелита, синдрома Гийена — Барре и поперечного миелита. Учитывались случаи, когда заболевания развились в группе вакцинированных в течение 21 дня после первой дозы, в группе переболевших — через 90 дней после положительного результата теста. А для контрольной допандемийной группы — в период с 2017 по 2019 год.

После вакцинации риски развития паралича Белла, энцефаломиелита и синдрома Гийена — Барре были такими же, как и в контрольной группе. Поперечный миелит развевался редко как после вакцин, так и после перенесенного COVID-19 (менее пяти случаев во всех вакцинированных группах), поэтому риски оценить не получилось.

Но у переболевших риски паралича Белла, энцефаломиелита и синдрома Гийена — Барре были выше, чем у других групп и выше, чем ожидали ученые. Так, энцефаломиелит развился у 16 человек после первой дозы вакцины Oxford-AstraZeneca (из 4,4 миллионов), и у 9 — после Pfizer-BioNTech (из 3,6 миллионов). А среди переболевших болезнь развилась у 28 человек из 736 тысяч.

Поскольку работа была основана на базах данных, нельзя достоверно установить причину более высокого или более низкого риска развития неврологических заболеваний, можно только отметить корреляцию. Но это не первое исследование, говорящее о повышенном риске таких болезней после перенесенного COVID-19.

Авторы отмечают, что все риски для одного человека не очень значительны, но для системы здравоохранения они могут быть существенными в контексте широко распространенной инфекции и массовой вакцинации.

Важно, что хотя неврологические заболевания иногда развиваются после вакцинации, крупные исследования показывают, что с непривитыми людьми это происходит с такой же частотой.

«Возможно, мы никогда не сможем точно сказать, что вызвало у человека развитие неврологического состояния, но вакцинация от COVID-19 является крайне маловероятной причиной для большинства людей», — заключают авторы.

Источники

Li X. et al. Association between covid-19 vaccination, SARS-CoV-2 infection, and risk of immune mediated neurological events: population based cohort and self-controlled case series analysis // BMJ, published March 16, 2022, DOI: 10.1136/bmj-2021-068373

Цитата по  пресс-релизу.

Добавить в избранное