Варианты в гене UNC93B1 связаны с системной красной волчанкой

Шаперон UNC93B1 необходим для транспорта и функционирования толл-подобных рецепторов (TLR). Немецкие исследователи описали случаи четырех пациентов из двух семей, у которых варианты в гене UNC93B1 (E92G, R336L) стали причиной развития системной красной волчанки с ранним началом. Фенотип был связан с гиперактивацией TLR7-сигналинга. Авторы продемонстрировали высокий терапевтический потенциал таргетирования TLR7 при этом заболевании.

Эндосомальные толл-подобные рецепторы (TLR) детектируют нуклеиновые кислоты патогенов. Так, однонитевую РНК узнают TLR7 и TLR8, двунитевую РНК — TLR3, а двунитевую ДНК — TLR9. Однако иммунная система может ошибочно узнавать собственные нуклеиновые кислоты. Патологически усиленный TLR7-сигналинг вызывает у мышей и людей системные аутоиммунные реакции. Трансмембранный шаперон UNC93B1 необходим для транспортировки TLR из эндоплазматического ретикулума в эндосому, а также для правильного сворачивания димера TLR в мембране эндосомы. Примечательно, что мутации D34A и PKP530–532 в гене Unc93b1 приводят к гиперактивации TLR7 и развитию у мышей симптомов, схожих с волчанкой. То есть, скорее всего, UNC93B1 препятствует ошибочной активации TLR7. Не до конца понятен механизм, ограничивающий активацию TLR7. В работе, опубликованной в Science Immunology, описаны миссенс-варианты UNC93B1, которые приводят к неконтролируемой гиперактивации TLR7 у пациентов с системной красной волчанкой с ранним началом.

Авторы анализировали данные двух детей (брата и сестры) родом с Мадейры. Они были из семьи, в которой практиковались близкородственные браки. У пациента 1 первые симптомы волчанки проявились в четыре месяца, у пациента 2 — в два года. У обоих детей были обнаружены множественные аутоантитела, также были повышены уровни экспрессии стимулированных интерфероном генов в мононуклеарных клетках периферической крови (PBMC). Повышенные уровни провоспалительных цитокинов детектировали в сыворотке и в среде, в которой культивировали лимфобластоидные клетки.

Полноэкзомное секвенирование выявило гомозиготный вариант c.275A > G (p.E92G) в UNC93B1 у обоих детей. Он находится в высококонсервативной последовательности. Родители были здоровы, но являлись носителями варианта E92G в гетерозиготе.

Вторая семья была родом из Германии. У сына, пациента 3, первые признаки волчанки появились в 18 месяцев. У его отца, пациента 4, симптомы проявились в пять лет. У них, как и в первой семье, были повышены уровни провоспалистельных цитокинов в сыворотке, также были обнаружены схожие сигнатуры транскрипции в PBMC. С помощью полноэкзомного секвенирования выявили ранее не описанный вариант c.1007G > T (p.R336L) в высококонсервативной области гена UNC93B1. Ни у одной из семей больше не было выявлено других вариантов, в том числе с неизвестным значением, или вариаций числа копий в генах, связанных с волчанкой.

Авторы изучили изменения в транскриптоме, связанные с UNC93B1E92G. Для этого секвенировали РНК единичных клеток (PBMC пациента 1 и здорового контроля). У пациента было меньше плазмоцитоидных дендритных клеток и CD4+ T-хелперов, но больше цитотоксичных CD8+ T-клеток. Во всех клетках пациентов (но особенно в моноцитах и дендритных клетках) были повышены уровни экспрессии интерферон-стимулированных генов. Транскрипционные сигнатуры клеток были схожи у пациента 1 и пациента 3 (носителя другого варианта). Эти сигнатуры и фенотипы B-клеток были похожи на те, что наблюдаются у пациентов с системной красной волчанкой.

Стимуляция PBMC пациентов веществом R848, агонистом TLR7/TLR8, сильнее увеличивала выработку TNF-α, чем стимуляция контрольных PBMC. Агонисты других TLR действовали на клетки пациентов так же, как и на клетки контролей. Воздействие R837, агониста TLR7, на цельную кровь пациентов приводила к более активной выработке IL-6. Исследователи показали гиперактивацию TLR7-сигналинга у пациентов, что не было связано с повышенной экспрессией TLR7. Те же результаты авторы получили в опытах in vitro.

Авторы показали, что выявленные варианты были связаны с приобретением функции (gain-of-function). Это легко видеть во второй семье, но в первой семье вроде бы болели только носители варианта в гомозиготе. Более подробный анализ показал, что у родителей из первой семьи, которые считались здоровыми, был промежуточный фенотип. То есть аллель UNC93B1E92G является семидоминантным.

Анализ структуры показал, что E92G потенциально может дестабилизировать UNC93B1. UNC93B1R336L может мешать UNC93B1 ингибировать TLR7-сигналинг, что приводит к гиперактивации. Авторы подтвердили, что UNC93B1 играет важную роль в предотвращении развития аутоиммунных реакций при неконтролируемой активации TLR7.

Пациенту 1 вводили руксолитиниб (ингибитор JAK1/2), при этом уровни IL-8 и IL-6 в сыворотке понизились. Стали менее выраженными некоторые симптомы, хотя другие не ушли. Попытки повысить дозу не привели к успеху из-за нежелательных явлений. Авторы пишут, что ингибиторы JAK1/2 можно применять, но необходимо искать более специфичную терапию, направленную на TLR7.

«Обратная вакцина» подавляет иммунитет при аутоиммунных заболеваниях