Вирус Оропуш: бояться не надо

СМИ и научная периодика пишут о лихорадке Оропуш — вирусной вспышке в странах Южной Америке. Коронавирусная пандемия научила нас тому, что не следует считать инфекционное заболевание в отдаленном регионе «не нашим делом»: новая болезнь Х рано или поздно придет. Но, вероятно, не в этот раз. Комментирует Александр Михайлович Шестопалов (ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины СО РАН).

Изображение:

Противомоскитные сетки в доме в дождевых лесах Амазонки

Credit:

123rf.com

Что это такое. Лихорадка Оропуш — тропическая вирусная инфекция. Названа в честь реки Оропуш (Республика Тринидад и Тобаго), где впервые был обнаружен и изолирован вирус. Возбудитель — специфический арбовирус (то есть вирус, переносимый членистоногими). Вирус Оропуш (OROV) принадлежит к семейству Bunyaviridae, имеет (-)-РНК-геном из трех кольцевых сегментов — это значит, что возможна реассортация генома, как у гриппа.

Симптомы. Обычно заболевание протекает легко. У инфицированных повышается температура, они жалуются на головную и мышечную боль, возможны диарея и рвота, сыпь. Однако иногда бывают тяжелые осложнения, включая воспаление мозга.

Эпидемиология. Крупные вспышки в Латинской Америке происходят регулярно. В бразильской Амазонии лихорадка Оропуш — второе по частоте вирусное заболевание после лихорадки денге. Инфицированы могут быть дикие животные (например, OROV был выделен от трехпалого ленивца), переносчиками — различные кровососущие насекомые.

Что происходит сейчас. Вирус Оропуш активно распространяется по Южной Америке, очередная вспышка началась в 2022 году. В Бразилии в 2024 году по состоянию на 9 мая выявили 5913 случая, тогда как за весь прошлый год было только 832. Заболеваемость растет в Боливии, Колумбии и Перу, причем не только в бассейне Амазонки, где он был эндемичным, но и в городах. Вирус переносят мокрецы Culicoides paraensis. Вероятно, из-за вырубки тропических лесов в эндемичных районах бывает больше людей, их чаще кусают насекомые, которые кормятся на лесных животных. В мае сообщалось о первых случаях на Кубе, сейчас OROV выявлен как минимум в девяти провинциях и 23 муниципалитетах республики. Специалисты опасаются, что рост заболеваемости лихорадкой Оропуш может повысить нагрузку на системы здравоохранения стран Южной Америки, призывают повышать осведомленность населения и продвигать профилактические меры.

Надо ли бояться вируса Оропуш, мы спросили у д.б.н., профессора Александра Михайловича Шестопалова (ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины СО РАН). Сфера его научных интересов — зоонозные инфекции, экологи и патогенез вирусов человека и животных.

— Не надо его бояться, — объясняет Александр Михайлович. — Во-первых, он не летальный. Во-вторых, он известен очень давно. Впервые заболевания этим вирусом были зафиксированы в 1955 году. Сейчас он немного распространился – Перу, Колумбия… Скорее всего, это связано с турпотоком. Люди ездят и переносят вирус, переносится он достаточно легко. Случаев зафиксировано, в основном в Бразилии, не так много

Пять-шесть тысяч — это немного?

Немного. У нас клещевого энцефалита в Сибири больше зафиксировано, вот это опасно. А в Латинской Америке всегда что-то есть, какие-то инфекции. Бояться не надо. Но профессионалам обязательно надо наблюдать. Если туда от нас наладится турпоток, надо быть готовым и к диагностике, и к лечению.

Известно, почему он стал сейчас распространяться сильнее? Только ли из-за вырубки лесов, большей подвижности населения, или есть изменения в геноме?

Вирус мало изучен, потому что он не очень интересен. Нет летальных исходов, заболевание протекает легко. Таких вирусов очень много, изучать их очень дорого. Но всех насторожил рост за этот год.

Как можно оценить заранее — насколько вспышка опасна, какие параметры необходимо учитывать? Из чего исходят специалисты, когда об этом говорят?

Нужно учитывать биологические свойства вируса — вирулентность, контагиозность. Их надо изучить в эксперименте на модельных животных, культурах клеток. Оценки контагиозности и вирулентности дают возможность оценить потенциальную скорость распространения. Это один из самых важных параметров. И вирулентность оценивают, поскольку вирус может вызвать летальные случаи. По поводу Оропуша — те данные, которые сегодня имеются, скорее настораживают здравоохранение Латинской Америки, чем нас.

А что с насекомым-переносчиком?

В природе переносчик пока точно не известен. Вирус в природе выделен у ленивцев, приматов, у птиц. Есть данные, что якобы у летучих мышей, но это не подтверждено. Есть мушка мелкая в Латинской Америке, вроде бы она является переносчиком. С комарами тоже не доказано. Так что сейчас есть настороженность для Латинской Америки, а нам надо следить за туристами, чтобы не завезли его. И еще: нет данных о том, что вирус передается от человека к человеку напрямую.

Таких случаев вообще не показано?

Точная статистика здравоохранения Латинской Америки у нас не известна, но открытых данных таких нет. Только через эту местную мушку. Но специалисты должны держать это в уме, мы должны иметь аварийную тест-систему — это не так дорого сделать.

Добавить в избранное