Вирус Зика уничтожает клетки нейробластомы

Для тяжелой формы нейробластомы, признанной самым распространенным видом рака головного мозга у детей, все еще нет эффективного лечения. Ученые из США предлагают использовать для терапии вирус Зика (семейство Flaviviridae). В ксенографтных мышиных моделях суспензии вируса уменьшали массу опухоли в 9 раз без последующих рецидивов. Побочных эффектов от нахождения вируса в организме обнаружено не было. Авторы продолжают исследования безопасности такой терапии.

Нейробластома — самый распространенный тип солидных опухолей головного мозга у детей. На ее долю приходится 15% всех детских смертей от онкозаболеваний. Одним из наиболее значимых биомаркеров опухоли считается амплификация гена MYCN, которая встречается у 25% заболевших. Амплификация MYCN коррелирует с быстрым прогрессированием рака и низкой выживаемостью. Это связано с тем, что такие нейробластомы либо не отвечают на химио- и радиотерапию, либо отвечают только в начале с последующим рецидивом. Для детей с тяжелой формой нейробластомы необходимы новые методы лечения. Об одном из таких сообщил коллектив ученых из США.

Вирус Зика из семейства Flaviviridae переносится комарами рода Aedes. Заражение человека возможно, но в 80% случаев инфекция протекает бессимптомно. Однако при инфицировании беременных женщин вирус способен проникать в плод, вызывая патологии, схожие с микроцефалией. Было показано, что за это отвечает мембранный белок CD24, способствующий развитию нейронов. А, как известно, CD24 широко экспрессируется в нейробластомах. Ученые попробовали нацелить вирус Зика на клетки нейробластомы с амплификацией гена MYCN и без нее.

Первые опыты проводились на мышах, которым подсадили клетки человеческой нейробластомы IMR-32 (эта линия характеризуется амплификацией MYCN). Суспензии вируса в дозе 1×105, 5×105 и 2×106 бляшкообразующих единиц (БОЕ) вводили по 100 мкл внутрь по краю опухоли. Внутриопухолевое введение исследователи выбрали затем, чтобы минимизировать нежелательное воздействие на окружающие ткани и другие органы. Через четыре недели все дозы вируса приводили к уменьшению размера и массы опухоли. Самая большая доза — 2×106 БОЕ — привела к полному исчезновению клеток нейробластомы. Примечательно, что у мышей не было симптомов заражения вирусом.

Ученые подтвердили полученные раннее данные in vitro на модели in vivo — экспрессия CD24 регулирует рост опухоли и коррелирует с более выраженной потерей опухолевой массы при лечении вирусом Зика.

Для изучения выживаемости мышей ученые подсадили им опухоли со средним размером 300 мм3. Одни грызуны получали вирусные суспензии в размере 2×106 БОЕ, другие — только PBS. За 28 дней все опухоли в контрольной группе достигли размера в 2000 мм3 и больше. Нейробластомы у мышей, подвергшихся лечению вирусом, в среднем имели размер 32 мм3. Через неделю наблюдения после терапии ни одна из опухолей не восстановилась в размере, и выживаемость в опытной группе составила 100%. Клетки нейробластомы без амплификации гена MYCN также гибли под воздействием вируса. Обработка суспензией приводила к потере 50% первоначальной опухолевой массы уже к 14-му дню.

Таким образом, введение вируса Зика в нейробластомы с амплификацией MYCN и без нее способствует исчезновению опухолей и препятствует рецидиву. Побочных эффектов от вирусной нагрузки авторы не отметили. Чувствительность клеток к киллингу вирусом зависит от экспрессии CD24.

Авторы подчеркивают, что необходимы дальнейшие исследования безопасности и эффективности онколитической терапии. Сейчас они заняты тестированием лечения на наиболее точной модели человеческой нейробластомы в мышиных надпочечниках. Вирус Зика может стать новой опцией лечения не только нейробластомы, но и других CD24-экспрессирующих злокачественных опухолей.

Новый онколитический вирус увеличивает эффективность иммунотерапии рака