Высока вероятность внутрибольничной инфекции новым коронавирусом

Из 138 пациентов с пневмонией, вызванной 2019-nCoV, которые поступили в больницу Чжуннань Уханьского университета с 1 по 28 января, 36 человек (26%) нуждались в интенсивной терапии, 6 человек (4,3%) умерли. Возможно, 40 медработников и 17 пациентов были инфицированы в самой больнице.

Изображение:
Гонконг. 7 февраля 2020 г.
Credit: Yung Chi Wai Derek | Shutterstock.com

Сотрудники больницы Чжуннань Уханьского университета опубликовали в The Journal of the American Medical Association статью о клинических характеристиках 138 пациентов, последовательно госпитализированных с пневмонией, вызванной коронавирусом 2019-nCoV, с 1 по 28 января 2020 года (финальная дата наблюдения — 3 февраля). В этой серии случаев 26% пациентов были отправлены в отделение интенсивной терапии, 4,3% умерли. Но самый впечатляющий результат — возможно, что для 41% пациентов причиной заболевания стала внутрибольничная передача 2019-nCoV. Такое подозрение выдвигали, если инфицированной оказывалась группа медицинских работников или пациентов в одном и том же отделении, и в нем удавалось отследить источник инфекции.

Средний возраст 138 пациентов с пневмонией, вызванной новым вирусом, составлял 56 лет (диапазон 22–92 года), 75 (54,3%) были мужчинами. Внутрибольничную инфекцию заподозрили для 40 медработников и 17 пациентов.

Общие симптомы включали повышение температуры (98,6%), утомляемость (69,6%) и сухой кашель (59,4%). Лимфопения (сниженное число лимфоцитов) наблюдалась у 70,3%, увеличенное протромбиновое время у 58%, повышенная лактатдегидрогеназа у 39,9%. Томографическое сканирование грудной клетки показало тени или симптом «матового стекла» в легких у всех больных. 

Большинство пациентов (89,9%) получали в качестве противовирусной терапии осельтамивир, многим также назначали антибактериальные средства (моксифлоксацин, цефтриаксон, азитромицин) и глюкокортикоидную терапию. Тридцать шесть пациентов (26,1%) были переведены в отделение интенсивной терапии (ОИТ) из-за осложнений, таких как острый респираторный дистресс-синдром, аритмия и шок. Среднее время от первого симптома до появления одышки составило 5 дней, до острого респираторного дистресс-синдрома — 8 дней. Пациенты, проходившие лечение в ОИТ, как правило, были старше (средний возраст 66 лет) и чаще имели сопутствующие заболевания.

По состоянию на 3 февраля 47 пациентов (34,1%) были выписаны, шестеро умерли (смертность 4,3%), остальные по-прежнему госпитализированы. Для выписанных среднее время пребывания в стационаре составляло 10 дней.

Эту статью комментирует для CNN доктор Том Фриден, бывший директор Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и комиссар Департамента здравоохранения Нью-Йорка, в настоящее время президент и генеральный директор глобальной некоммерческой инициативы Resolve to Save Lives и участник глобальной некоммерческой  Vital Strategies.

«Это большие новости. На простом английском языке это означает, что почти половина первоначальных инфекций в этой больнице, по-видимому, была распространена внутри самой больницы, — говорит Том Фриден. — Это называется "нозокомиальной инфекцией". (Врачи используют длинные слова, чтобы скрыть плохие вещи (...) Более того, основная часть случаев, по-видимому, не была результатом так называемого события суперраспространителя, когда один пациент передает инфекцию многим другим людям. Это могло бы вызывать беспокойство, но не такое сильное, как то, что, по-видимому, произошло: многие работники здравоохранения и пациенты заразились во многих местах больницы. (…) Таким образом, подобно SARS и MERS — другим коронавирусам до него — уханьский коронавирус распространялся в больницах».

Далее Томас Фриден отметил, что отсюда следует вывод о высоком риске для работников здравоохранения. Для их защиты требуется жесткий контроль на всех уровнях. Необходимо, говорит Фримен, поощрять больных даже при относительно хорошем самочувствии ограничивать контакты с другими людьми, носить маски. Заболевшие медицинские работники не должны выполнять свои обязанности, а здоровые — неукоснительно соблюдать правила безопасности при таких процедурах, как бронхоскопия.

Технический контроль в больнице включает в себя размещение перегородок в зонах приема, контроль циркуляции воздуха из зон, где он может содержать инфекционные агенты, очистку поверхностей, с которыми контактировали пациенты, дополнительные меры предосторожности в подозрительных случаях. Административный контроль — вдумчивый опрос пациентов, обеспечение соблюдения эпидемических мер; кашляющие больные должны носить маски и держаться на расстоянии от других. Контроль личной безопасности включает мытье рук и респираторную гигиену; эксперт напоминает, что в отсутствие симптомов носить обычные текстильные маски практически бесполезно.

Том Фримен отдает должное службам здравоохранения Китая, но отмечает, что до сих пор не вполне понятно, какие группы населения охвачены ПЦР-тестированием, какую долю от всех результатов составили положительные в различных группах (к примеру, сколько детей было протестировано и сколько среди них заболевших). Хотелось бы также больше узнать о том, у какого процента инфицированных развивается заболевание, как это связано с возрастом, полом и другими факторами. Важно выяснить, насколько широко распространился вирус, проник ли он в другие страны («что, к сожалению, кажется вероятным»): «Пока мы не получим эту критически важную информацию, мы не сможем оценить, насколько опасным будет этот новый коронавирус и какие меры контроля с наибольшей вероятностью замедлят его распространение».

Источники

Dawei Wang, et al. // Clinical Characteristics of 138 Hospitalized Patients With 2019 Novel Coronavirus–Infected Pneumonia in Wuhan, China. // JAMA. Published online February 7, 2020. DOI: 10.1001/jama.2020.1585

Tom Frieden. // New study an eye-opener on how coronavirus is spreading and how little we know. // CNN, February 8, 2020

Добавить в избранное