Выявлена возможная генетическая причина феномена Рейно

От феномена Рейно (боли и обесцвечивания кожи пальцев при холоде или стрессе) страдает 2–5% населения мира, при этом он плохо изучен. В работе, опубликованной в журнале Nature Communications, описаны возможные генетические причины феномена. Вероятно, все дело в активности генов ADRA2A и IRX1, которые регулируют сужение и расширение сосудов. Авторы предложили препараты, которые могут смягчать проявления феномена Рейно, в том числе антидепрессант миртазапин.

Maik Pietzner, Computational Medicine, Berlin Institute of Health at Charité – Universitätsmedizin Berlin, Berlin, Germany and Precision Healthcare University Research Institute, Queen Mary University of London, London, UK | Пресс-релиз

Феномен Рейно (ФР) — вазомоторное расстройство, при котором под действием холода или стресса происходит спазм сосудов, затрудняющий течение крови, в основном в области пальцев рук и ног. Состояние может вызывать боль и обесцвечивание кожи пальцев, а в серьезных случаях приводить к образованию язв. ФР наследуется; он затрагивает 2–5% населения мира. Несмотря на достаточно широкую распространенность, мало известно о генетических причинах состояния. Специфичной терапии также нет — врачи обычно советуют избегать холода и эмоциональных стрессов. В отдельных случаях назначают препараты для снижения давления, имеющие серьезные побочные эффекты. Для разработки лучшей терапии нужно более глубокое понимание этого состояния. Авторы статьи, опубликованной в Nature Communications, выявили гены, которые могут быть связаны с ФР.

Для проведения полногеномного поиска ассоциаций (GWAS) авторы использовали данные 5147 человек с ФР и 439 294 контролей европейского происхождения из UK Biobank. Всего они выявили три значимых локуса, ассоциированных с ФР. Дополнительный анализ позволил сосредоточиться на двух. Проявления ФР зависят от пола, однако GWAS не выявил половых различий.

Первый локус расположен рядом с генами ADRA2A и BBIP1. ADRA2A кодирует α2A-адренорецепторы, опосредующие ответ на стресс в центральной и периферической автономной нервной системе, а также сужение сосудов в ответ на выпуск катехоламина. Можно предположить, что чрезмерная стимуляция или повышенная экспрессия α2A-адренорецепторов частично объясняет симптомы ФР. С другой стороны, BBIP1 участвует в передачи сигнала от и к ресничкам. Не совсем ясно, как он может быть связан с ФР.

Второй локус связан с геном IRX1, который кодирует транскрипционный фактор и экспрессируется в скелетных мышцах. Согласно BioBank Japan, аллель риска также связан с ишемической болезнью сердца. Авторы предположили, что IRX1 регулирует расширение сосудов. Если его экспрессия повышена, это может активировать гены, предотвращающие расслабление сжатых сосудов.

Также авторы показали, что ФР может быть связан с низким уровнем сахара в крови и иметь общие факторы риска с мигренью. Вероятно, людям с ФР следует избегать долговременных эпизодов, когда уровень сахара в крови понижен.

Исследователи выявили 211 препаратов, которые напрямую (ADRA2A) или опосредованно (PTGS2) таргетирует идентифицированные в этой работе гены. Так как возможный механизм ФР — это повышенная экспрессия α2A-адренорецепторов, то потенциальным препаратом являются их антагонисты, такие как антидепрессант миртазапин. Также могут помочь препараты, расширяющие сосуды, такие как динопростон или лабрадимил.

По словам авторов, их работа помогает рассматривать ФР не просто как феномен, связанный с холодом, но как самостоятельное клиническое состояние со своей генетической причиной. ADRA2A и IRX1 — кандидатные гены, которые могут помочь в разработке терапии.

Найдены генетические причины трех редких заболеваний