Выявлены два критически важных периода старения у человека
Ученые из США провели мультиомиксное исследование старения с участием 108 человек 25–75 лет. Они показали, что старение идет нелинейно и существует два критических периода — примерно в 40 и в 60 лет. В 60 лет резко возрастают риски развития болезней почек и диабета 2 типа. Также падает эффективность иммунитета и метаболизма углеводов. В 40 лет, помимо повышения рисков сердечно-сосудистых заболеваний, снижается эффективность метаболизма кофеина, липидов и алкоголя.
Старение человека — сложный процесс, связанный с различными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), диабет, нейродегенеративные заболевания и рак. Старение затрагивает многие молекулы (транскрипты, белки, метаболиты и цитокины), и изучение этих изменений очень важно для понимания механизмов старения и борьбы с сопутствующими заболеваниями.
Известно, что риск заболеваний не повышается с возрастом линейно — он ускоряется в определенные моменты. Например, по данным американских исследователей, распространенность ССЗ составляет 40% в возрасте 40–59 лет, 75% в возрасте 60–79 лет и 86% у людей старше 80 лет. У нейродегенеративных заболеваний тоже есть два критических возраста —40 и 65 лет. В новом исследовании авторы из США использовали мультиомиксный подход и профилировали образцы 108 человек 25–75 лет. Медиана периода наблюдения составила 1,7 года, самый длительный период наблюдения — 6,8 лет. Образцы отбирали каждые 3–6 месяцев. Всего авторы собрали 5405 образцов. Они оценивали транскриптомы, протеомы, метаболомы, цитокины, липидомы, микробиомы кишечника, кожи, рта и носа, чтобы отметить возрастные изменения.
Сильнее всего с возрастом менялись метаболиты, цитокины и микробиом полости рта. Всего авторы идентифицировали 11 кластеров молекулярных траекторий, которые менялись с возрастом. Большая часть менялась нелинейно. Один из кластеров был достаточно стабилен до 60 лет, после чего резко снижался. Два других кластера сильнее всего изменялись в возрасте 55–60 лет. Женщины обычно переживают менопаузу в 45–55 лет, так что исследователи проверили, не влияет ли это на наблюдаемые паттерны. Однако кластеры не различались у мужчин и женщин.
В кластере, который резко менялся в 60 лет, отмечались пути метаболизма фенилаланина. Повышение уровня фенилаланина в плазме ассоциировано с нарушением работы сердца. Также в этом кластере находится хемокин CXCL5, уровень которого повышен при атеросклерозе, маркеры работы почек и уровень глюкозы в крови. Предположительно, это демонстрирует, что риски ССЗ, заболеваний почек и диабета 2 типа повышаются с возрастом, особенно после 60.
Еще один кластер повышался до 50 лет, снижался до 56, после чего значительно не менялся до 75. Сюда относятся транскрипты, связанные с репарацией ДНК и важные для геномной стабильности, экспрессии генов и баланса метаболитов.
Другой подход позволил выделить два пика изменений уровней разнообразных молекул и микроорганизмов, происходящих в организме — в 45 и 65 лет. Такие факторы, как пол и этническая принадлежность, не играли значительной роли. Анализ протеома сдвигал эти пики до 40 и 60 лет.
В 40 лет снижается эффективность метаболизма кофеина, липидов и алкоголя. Также в этот пик включены процессы, влияющие на ССЗ и стабильность кожи. К 60 годам снижается функция иммунитета и почек, а также метаболизм углеводов.
Таким образом, старение идет нелинейно. Мультиомиксное исследование позволило выявить пики и потенциальные волны изменений, которые испытывает организм человека, что может быть полезно для диагностики и принятия превентивных мер.
Если клетка «думает», что у нее избыток нутриентов, старение организма ускоряется
Источник:
Xiaotao Shen, et al. Nonlinear dynamics of multi-omics profiles during human aging // Nature Aging (2024), published 14 August 2024, DOI: 10.1038/s43587-024-00692-2