Женщина из Оленьей пещеры в Китае оказалась похожей на древних американцев

Секвенирован геном человека из Оленьей пещеры на юге Китая, жившего в позднем плейстоцене, около 14 тысяч лет назад. Человек оказался женщиной, исследование генома не подтвердило гипотез о том, что она была гибридом человека современного типа и неандертальца или денисовца либо представительницей еще более древнего вида Homo. Зато обнаружено ее существенное сходство с коренными жителями Северной Америки.

Xueping Ji

Анатомически современный человек, по данным генетических и археологических исследований, появился на юге Восточной Азии 65 – 50 тыс. лет назад. На юге Китая найдено множество стоянок позднего палеолита. Останки людей из пещер Лунлин и Малудун (она же Оленья пещера, Red Deer Cave) на юге Китая были обнаружены более 30 лет назад, их возраст оценили в 11,5—17,8 тысяч лет. В 2009 году удалось извлечь из скальной породы пещеры Малудун фрагменты черепа, и результаты антропологической реконструкции вызвали много споров. Сочетание черт, характерных для человека современного типа, и более архаичных признаков позволило предположить, что эти люди принадлежали к отдельному виду рода Homo. Отмечалось даже морфологическое сходство с Homo erectus и Homo habilis, предлагались спекулятивные сценарии выживания древних видов в изоляции Цинхай-Тибетского нагорья. В таком случае люди из Оленьей пещеры и их родственники были бы самыми молодыми архаичными гомининами в мире, намного моложе «хоббитов» острова Флорес, которые жили 50–190 тысяч лет назад. Согласно другой версии, они могли быть гибридами людей современного типа и денисовцев.

Теперь ученые из Китая секвенировали ДНК из фрагмента черепа, найденного в Оленьей пещере. Его возраст оценивается в 14 тысяч лет, к сожалению, в этом исследовании не удалось получить достаточно фракций коллагена для радиоуглеродного датирования. Исследуемый индивид получил обозначение MRZ (Mengzi Ren).

Зубов или каменистой кости (наилучших источников древней ДНК человека) найдено не было, поэтому ДНК выделяли из крышки черепа. По соотношению прочтений Y-хромосомы и аутосом (очень низкому, фрагменты Y-хромосомы, очевидно, были примесями) MRZ был идентифицирован как женщина. Так что некоторые реконструкции внешности человека из Оленьей пещеры теперь должны считаться неточными. И не только из-за бакенбардов и бороды.

Исследователи с высоким покрытием восстановили около 96% митохондриального генома MRZ. Он весьма сходен с митохондриальным геномом анатомически современного человека и принадлежит к гаплогруппе М9 — точнее, к ее третьей ветви, содержащей мутацию T16304C, которая отсутствует у человека современного типа. Это открытие говорит о богатом разнообразии материнских линий в человеческих популяциях Восточной Азии позднего плейстоцена.

Авторам также удалось секвенировать более 100 млн п.н. ядерного генома (покрытие низкое, всего 0,113). Связь с другими человеческими популяциями оценивали методами анализа главных компонент, ADMIXTURE и f3-статистики (подробнее на PCR.NEWS), используя для сравнения как древние, так и современные образцы.

Исследование ядерного генома подтвердило принадлежность MZR к людям современного типа. При этом в геноме MRZ определены незначительные примеси от денисовцев (1,29%) и неандертальцев (1,27%). Кстати, сходный результат получили ранее и для человека из Лунлина. Никаких подтверждений версии о «китайских хоббитах» не обнаружено. «Однако из-за низкого охвата заявленного ядерного генома MZR мы не можем полностью исключить возможность того, что MZR несет отдельные архаичные аллели в ключевых областях генома, которые способствуют ее необычным морфологическим особенностям», — отмечают авторы.

Анализ генома MRZ выявил большое сходство с древними геномами коренных американцев. Новые данные позволяют предположить, что предки американских популяций отделились от населения восточной Азии до разделения ее южных и северных популяций. Предложенный сценарий миграции соответствует известной модели распространения древней линии Y-хромосомы — гаплогруппы C. Ее носители, выходцы из южной части Восточной Азии, около 40 тысяч лет назад начали экспансию на север вдоль прибрежных районов материкового Китая, Корейского полуострова и Японского архипелага, достигли Сибири примерно15 тысяч лет назад и наконец добрались до Америки через Берингов пролив. Примечательно, что айны — коренное население северной Японии и острова Сахалин — имеют более близкое генетическое родство с северо-восточными народами Сибири, чем с жителями центральной Сибири. Следовательно, миграция из Восточной Азии на север могла идти через Японские острова.

Авторы также упоминают специфический для Восточной Азии вариант гена EDAR-V370A, который был обнаружен в образце LosRieles возрастом 12 тысяч лет, найденном на побережье Чили. Эта находка также подтверждает вклад позднеплейстоценовых популяций Восточной Азии в геном первых коренных американцев.

Возможно, родственники MRZ были первыми охотниками-собирателями, предками фермеров, выращивающих просо и рис в долине рек Хуанхэ и Янцзы в раннем неолите.

Zhang, X., et al. A Late Pleistocene human genome from Southwest China. // Current Biology 32, 1–15, (2022), published online July 2022. DOI: 10.1016/j.cub.2022.06.016